Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Веруй, знай и думай, что Бог с тобою невидимо есть везде. И что ни делаешь и мыслишь – все видит, и что ни говоришь – все слышит. Старайся всегда видеть Его верою перед собою.

Святитель
Тихон Задонский

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

Парад Победы 1945 года

«Троица»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Троице-Сергиева лавра»
Документальный фильм

Тропарь, кондак и величание Святой Троице

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин»
Документальный фильм

Горняя песнь

«Вознесение»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Священник Димитрий Фетисов. Хочу стать фарисеем

Не­дав­но кар­ти­на ми­ра, ко­то­рая субъ­ек­тив­но ви­дит­ся с мо­ей «ко­ло­коль­ни», се­рьёз­но скор­рек­ти­ро­ва­лась. Я те­перь с го­раз­до боль­шим ува­же­ни­ем стал от­но­сить­ся ко мно­гим на­шим око­ло­цер­ков­ным тра­ди­ци­ям, вы­ра­жа­ю­щим на­род­ное бла­го­че­стие, ко­то­рые рань­ше вы­зы­ва­ли у ме­ня чув­ство не­ко­то­ро­го пре­не­бре­же­ния, а то и при­сту­пы гор­де­ли­во­го ин­тел­лек­ту­а­лиз­ма. Хо­тя, при­зна­юсь чест­но, я ни­ко­гда не был ин­тел­лек­ту­а­лом.

Что­бы по­нять, что я имею в ви­ду, по­смот­ри­те лю­бую те­ле­пе­ре­да­чу, где свя­щен­ник от­ве­ча­ет на во­про­сы зри­те­лей. О чём они, в ос­нов­ном, спра­ши­ва­ют?

Зна­чи­тель­ная часть до­ро­го­сто­я­ще­го эфир­но­го вре­ме­ни обя­за­тель­но за­ня­та во­про­са­ми о том, боль­шим ли гре­хом яв­ля­ет­ся вы­ки­ды­ва­ние на по­мой­ку скор­лу­пы от пас­халь­ных яиц, мож­но ли мыть­ся че­рез три дня по­сле со­бо­ро­ва­ния и что де­лать с за­плес­не­ве­лы­ми просфо­ра­ми. От­дель­ная ка­те­го­рия тем не­пре­мен­но по­свя­ще­на про­бле­мам но­ше­ния пла­точ­ков, до­пу­сти­мо­сти при­сут­ствия в хра­ме «жен­щин в шта­нах», «муж­чин в шор­тах» и яде­ния май­о­не­за в Пет­ров пост.

«Ну, не­уже­ли нет бо­лее се­рьёз­ных во­про­сов», – кон­фуз­ли­во ду­мал я рань­ше при вы­слу­ши­ва­нии оче­ред­но­го тер­пе­ли­во­го и за­уряд­но­го от­ве­та мис­си­о­не­ра, вы­сту­па­ю­ще­го по те­ле­ви­де­нию и го­во­ря­ще­го о том, что скор­лу­пу от освя­щён­ных яиц вы­ки­ды­вать не грех, мыть­ся мож­но и сра­зу по­сле уча­стия в та­ин­стве еле­освя­ще­ния, так как бла­го­дать Бо­жия во­дой не смы­ва­ет­ся, а в хож­де­нии в храм в сво­бод­ной одеж­де нет ни­че­го та­ко­го страш­но­го, ведь глав­ное, соб­ствен­но, хо­дить ту­да, а во­прос внеш­не­го ви­да – он вто­ро­сте­пен­ный. «Да и во­об­ще, – за­клю­чал, как пра­ви­ло, опыт­ный ба­тюш­ка-мис­си­о­нер и был, не­со­мнен­но, прав – бой­тесь за­квас­ки фа­ри­сей­ской, ко­то­рая есть ли­це­ме­рие» (Мф 16:6).

Нель­зя, ко­неч­но же, не со­гла­сить­ся. Фа­ри­сеи по­ста­ви­ли во гла­ву уг­ла фор­му, по­за­быв про со­дер­жа­ние. Про­ме­ня­ли дух За­ко­на на его бук­ву. От­це­жи­вая ко­ма­ра и ис­пол­няя с ап­те­кар­ской точ­но­стью пред­пи­са­ния Мо­и­се­е­ва За­ко­на (вплоть до упла­ты де­ся­ти­ны с вы­ра­щен­ных на их ого­ро­дах спе­ций) «по­яда­ли до­мы си­рот и вдо­виц» (Мф 23:14). Ну и, ко­неч­но же, глав­ной от­ли­чи­тель­ной их чер­той бы­ло тще­сла­вие, ра­ди ко­то­ро­го они «уве­ли­чи­ва­ли вос­кри­лия одежд сво­их» (Мф 23:5) и по­мра­ча­ли ли­ца свои «что­бы по­ка­зать­ся лю­дям по­стя­щи­ми­ся» (Мф 6:16).

Го­ре то­му, кто за­ка­пы­ва­ет скор­луп­ки от освя­щён­ных яиц в зем­лю, а сам при этом зло­сло­вит и осуж­да­ет ближ­не­го.

По­это­му го­ре то­му, кто пре­вра­ща­ет Пра­во­сла­вие в сплош­ной фольк­лор, со­сто­я­щий из мно­же­ства мел­ких и круп­ных пред­пи­са­ний, вто­ро­сте­пен­ных по от­но­ше­нию к глав­но­му. Го­ре то­му, кто бе­реж­но за­ка­пы­ва­ет скор­луп­ки от освя­щён­ных яиц в зем­лю в чи­стом по­ле или вы­ки­ды­ва­ет их вме­сте с ис­пор­чен­ны­ми просфо­ра­ми в ре­ку, под­ве­сив гру­зик, дабы свя­ты­ни бла­го­че­сти­во уто­ну­ли, а сам при этом зло­сло­вит и осуж­да­ет ближ­не­го.

Не­ред­ки сей­час в пра­во­слав­ной сре­де от­ча­сти спра­вед­ли­вые раз­мыш­ле­ния вслух про хан­же­ское да тще­слав­ное но­ше­ние в ми­ру длин­ных юбок до пят и плат­ков, по­вя­зан­ных «по-ста­ро­об­ряд­че­ски», цель об­ла­че­ния в ко­то­рые – лю­бой це­ной вы­де­лить­ся, гор­де­ли­во са­мо­утвер­дить­ся и по­ка­зать этим окру­жа­ю­щим «ни­что­же­ствам», не до­рос­ших до та­кой ду­хов­ной «вы­со­ты», как они ни­чтож­ны.

Мно­гое здесь вер­но. Но мне, с не­дав­них пор, по­сто­ян­но при­хо­дит­ся на­блю­дать со­всем дру­гую про­бле­му, ко­то­рую я бы на­звал «фа­ри­сей­ство-на­обо­рот». Суть это­го яв­ле­ния в том, что от­ри­ца­ет­ся вся­кая фор­ма во­об­ще, а сле­до­ва­ние лю­бым бла­го­че­сти­вым тра­ди­ци­ям сра­зу же рас­смат­ри­ва­ет­ся как пле­не­ние стра­стью тще­сла­вия, гор­ды­ни и пре­лест­но­го (от сло­ва пре­лесть, озна­ча­ю­ще­го на язы­ке пра­во­слав­ной ас­ке­ти­ки со­сто­я­ние ду­хов­но­го са­мо­об­ма­на) са­мо­утвер­жде­ния.

От­ход от фор­мы вы­зван не ис­ко­ре­не­ни­ем в се­бе фа­ри­сей­ства, но же­ла­ни­ем сле­до­вать сво­им стра­стям

И здесь мне не­ред­ко ви­дит­ся не­кое лу­кав­ство. Ведь очень ча­сто от­ход от фор­мы вы­зван во­все не ис­ко­ре­не­ни­ем в се­бе фа­ри­сей­ства, но про­стым же­ла­ни­ем сле­до­вать сво­им стра­стям и со­от­вет­ство­вать ны­неш­ней мир­ской мо­де.

Сей­час мне ча­сто при­хо­дит­ся ви­деть, как, в об­щем-то, про­стые лю­ди – не ака­де­ми­ки – крас­но­ре­чи­во жон­гли­руя по­ня­ти­я­ми, при­во­дя вы­ше­пе­ре­чис­лен­ные ци­та­ты и тре­буя сле­до­ва­ния ду­ху За­ко­на, но не его бук­ве, аб­со­лют­но уни­что­жа­ют и бук­ву, и сам дух, де­лая хри­сти­ан­ство чем-то со­вер­шен­но аб­стракт­ным, ти­па фи­ло­соф­ско­го уче­ния, ко­то­рое в за­ви­си­мо­сти от на­стро­е­ния и мо­ды мож­но тол­ко­вать аб­со­лют­но по-раз­но­му.

Те­перь на моё мяг­кое за­ме­ча­ние, сде­лан­ное в шут­ли­вой фор­ме, о том, что впол­не бла­го­че­сти­вой юной сту­дент­ке, вы­пуск­ни­це пра­во­слав­ной гим­на­зии, пе­ре­ме­щать­ся в ноч­нуш­ке по го­род­ской ули­це, и уж тем бо­лее при­хо­дить в храм Бо­жий как-то не при­ста­ло – я слы­шу гроз­ную от­по­ведь, в ко­то­рую по­ми­мо ба­наль­ных те­зи­сов о том, что «жа­ра» и «сей­час так мод­но, а я не ста­руш­ка», обя­за­тель­но вклю­че­но де­ли­кат­ное (спа­си­бо и на этом) об­ли­че­ние ме­ня в фа­ри­сей­стве.

«Об­ря­до­ве­рие» и «пра­во­слав­ный фольк­лор», ны­не вы­тес­нен во­ис­ти­ну тще­слав­ной мо­дой, из-за ко­то­рой бук­валь­но «свя­тых вы­но­си». Ку­да по­де­ва­лись те, руч­ной ра­бо­ты, бе­ло­снеж­ные рас­ши­тые чуд­ны­ми узо­ра­ми руш­ни­ки или не­мно­го смеш­ные, но сде­лан­ные с лю­бо­вью из кон­фет­ной фоль­ги «рю­шеч­ки», ко­то­ры­ми на­ши ба­буш­ки укра­ша­ли ста­рин­ные до­ре­во­лю­ци­он­ные бу­маж­ные ико­ны? Нет ни руш­ни­ков, ни без­ала­бер­ных «рю­ше­чек», ни тех ба­бу­шек в пла­точ­ках, а са­ми ста­рые, уже «не мод­ные» ико­ны дей­стви­тель­но вы­но­сят.

Не так дав­но ме­ня «пой­ма­ла» на лест­нич­ной клет­ке со­сед­ка мо­их ро­ди­те­лей. Я ча­сто стал­ки­ва­юсь с этой уже по­жи­лой жен­щи­ной, ко­то­рая пе­ри­о­ди­че­ски про­сит по­мо­лить­ся за му­жа, де­тей и вну­ков и без­успеш­но ста­ра­ет­ся при этом су­нуть мне в ру­ку де­неж­ку. Но в этот раз прось­ба её бы­ла со­всем дру­гая: она на­стой­чи­во по­про­си­ла ме­ня за­брать фа­миль­ные ико­ны – ста­рин­ные очень кра­си­вые ли­то­гра­фии в рам­ках под стек­лом, ко­то­рые при­над­ле­жа­ли ко­гда-то ещё её пра­ба­буш­ке.

По­про­си­ла за­брать во­все не по­то­му, что по­же­ла­ла от­дать в храм са­мое цен­ное, а по­то­му, что «мы ре­монт сде­ла­ли в квар­ти­ре, и они те­перь как-то не смот­рят­ся… Луч­ше по­том но­вые ку­пим». Уго­во­ры мои «не вы­но­сить свя­тых из из­бы» бы­ли без­успеш­ны и за­кон­чи­лись тем, что эта да­ма, про­стран­но бо­го­слов­ствуя о том, что и раз­ни­цы-то ни­ка­кой нет – ста­рые ико­ны ви­сят или но­вые, наи­бо­лее под­хо­дя­щие к «са­ла­то­вым» обо­ям, при­гро­зи­ла мне, что ес­ли я об­ра­за не за­бе­ру, то при­дёт­ся их всё рав­но «ку­да-ни­будь деть». Вот те­бе и фольк­лор.

Про но­ше­ние пла­точ­ков, за­по­ве­дан­ное апо­сто­лом Пав­лом, и про­чие «услов­но­сти» ти­па точ­но­го со­блю­де­ния по­стов, вы­ра­жен­но­го, к при­ме­ру, в не вку­ше­нии яб­лок до Пре­об­ра­же­ния и мё­да до празд­ни­ка Из­не­се­ния Чест­ных Древ Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня (14 ав­гу­ста), го­во­рить во­об­ще не при­хо­дит­ся.

А как сей­час встре­ча­ют свя­щен­ни­ка в сво­их до­мах не­ко­то­рые бла­го­че­сти­вые ми­ря­не?

Пом­ню, ко­гда я ещё маль­чиш­кой учил­ся в пра­во­слав­ной гим­на­зии, мне до­ве­лось на­ве­стить уми­ра­ю­щую от тя­жё­лой бо­лез­ни и при­ко­ван­ную к по­сте­ли по­жи­лую род­ствен­ни­цу, про­жи­ва­ю­щую в сель­ской мест­но­сти. На мою на­сто­я­тель­ную прось­бу при­гла­сить свя­щен­ни­ка она с бла­го­го­вей­ным ужа­сом ска­за­ла, пре­воз­мо­гая боль, что сей­час это ни­как не­воз­мож­но, по­сколь­ку са­ма она не вста­ёт, а её дед не смо­жет убрать с та­кой тща­тель­но­стью, с ка­кой по­до­ба­ет это сде­лать, встре­чая свя­щен­ни­ка со Свя­ты­ми Да­ра­ми. «Ка­кой фор­ма­лизм», – по­ду­мал я то­гда.

Ка­кой смысл в плат­ке, ко­гда вы оде­ты как на пля­же?

А те­перь вот по­чти каж­дый раз те­ря­юсь, ко­гда при­хо­жу в дом, на­при­мер, при­ча­щать боль­но­го и ви­жу, что там со­вер­шен­но не убра­но, а чле­ны при­гла­сив­ше­го свя­щен­ни­ка со Свя­ты­ми Да­ра­ми по­чтен­но­го се­мей­ства оде­ты по-до­маш­не­му: в дам­ские пи­жа­мы и шор­ты-май­ки. «А пла­ток на­де­вать?» – участ­ли­во спра­ши­ва­ет ме­ня хо­зяй­ка, и я не знаю, что от­ве­тить, по­сколь­ку ка­кой смысл в плат­ке, ко­гда вы оде­ты как на пля­же, или буд­то бы «от сна вос­став»?

За­хо­жу в ком­на­ту к боль­ной, ко­то­рую не­об­хо­ди­мо при­ча­стить и ози­ра­юсь во­круг. И на во­прос: «Есть ли ка­кой-ни­будь сто­лик, ку­да мож­но по­ста­вить Свя­тые Да­ры и го­ря­щую све­чу?» – до­воль­но ча­сто слы­шу пред­ло­же­ние «по­ста­вить на те­ле­ви­зор» в от­вет…

Но са­мое страш­ное во­все не в том, что лю­ди про­сто не зна­ют, как се­бя ве­сти, а в том, что, за ред­ким ис­клю­че­ни­ем, им не­воз­мож­но это рас­ска­зать. На лю­бой со­вет и тем бо­лее об­ли­че­ние, сде­лан­ное в мяг­кой фор­ме, не­ред­ко в от­вет слы­шишь оби­ду и опять же про­стран­ные рас­суж­де­ния о том, что фа­ри­се­ев-де мно­го раз­ве­лось.

Да по­чти что и нет их уже, фа­ри­се­ев-то. Да­же жал­ко. Ведь Гос­подь го­во­рит: «Ес­ли пра­вед­ность ва­ша не пре­взой­дёт пра­вед­но­сти книж­ни­ков и фа­ри­се­ев, то вы не вой­дё­те в Цар­ство Не­бес­ное» (Мф 5:20). На­ша же пра­вед­ность не толь­ко не пре­взо­шла ме­ру фа­ри­сей­скую, она и оной-то ме­ры не до­стиг­ла.

Ведь ес­ли мы вни­ма­тель­но вчи­та­ем­ся в об­ли­чи­тель­ные сло­ва Спа­си­те­ля, об­ра­щён­ные к фа­ри­се­ям, то мы уви­дим, что уко­ря­ет Он их во­все не за тре­пет­ное от­но­ше­ние к ис­пол­не­нию за­ко­на и оте­че­ских пре­да­ний, а за гор­де­ли­вый и тще­слав­ный дух, ко­то­рым бы­ла мо­ти­ви­ро­ва­на их де­я­тель­ность и за не­име­ние на­вы­ка уви­деть где глав­ное, а где вто­ро­сте­пен­ное. «Го­ре вам, книж­ни­ки и фа­ри­сеи, ли­це­ме­ры, что да­е­те де­ся­ти­ну с мя­ты, ани­са и тми­на, и оста­ви­ли важ­ней­шее в за­ко­не: суд, ми­лость и ве­ру; сие над­ле­жа­ло де­лать, и то­го не остав­лять» (Мф 23:23).

Или ещё вот про по­слу­ша­ние «фа­ри­сей­ству­ю­щим» по­пам и иерар­хам: «То­гда Иисус на­чал го­во­рить на­ро­ду и уче­ни­кам Сво­им и ска­зал: на Мо­и­се­е­вом се­да­ли­ще се­ли книж­ни­ки и фа­ри­сеи; итак, всё, что они ве­лят вам со­блю­дать, со­блю­дай­те и де­лай­те; по де­лам же их не по­сту­пай­те, ибо они го­во­рят, и не де­ла­ют» (Мф 23:1-3).

Я те­перь да­же хо­чу стать фа­ри­се­ем. Рев­ни­те­лем оте­че­ских при­да­ний

Так что я те­перь да­же хо­чу стать фа­ри­се­ем. Прав­да, чтоб без при­ме­си тще­сла­вия, гор­ды­ни и ли­це­ме­рия. Рев­ни­те­лем оте­че­ских при­да­ний. Та­ким, ка­ким был ве­ли­кий апо­стол Па­вел, вы­шед­ший из этой сек­ты и вы­нес­ший от­ту­да всё са­мое луч­шее, что он по­черп­нул, на­хо­дясь у «ног Га­ма­ли­и­ла» (Де­ян 22:3) – дру­го­го вы­да­ю­ще­го­ся чле­на этой вет­хо­за­вет­ной сек­ты.

Ведь «ка­ков поп – та­ков и при­ход», и мно­гие из вы­ше­пе­ре­чис­лен­ных слож­но­стей, ес­ли быть чест­ным, свя­за­ны с тем, что мы, свя­щен­ни­ки, лю­бим в мис­си­о­нер­ских це­лях ино­гда чрез­мер­но упро­щать про­бле­му внеш­не­го бла­го­че­стия в жиз­ни хри­сти­а­ни­на, со­вер­шен­но иг­но­ри­руя про­стой прин­цип, со­глас­но ко­то­ро­му внеш­нее, в из­вест­ной сте­пе­ни, вли­я­ет и на внут­рен­нее.

Ну, а не­ко­то­рые ува­жа­е­мые ба­тюш­ки от­кро­вен­но сты­дят­ся сво­е­го ду­хов­но­го пла­тья, на­де­вая его толь­ко в хра­ме, и ко­рот­ко стри­гут во­ло­сы и бо­ро­ды, ста­ра­ясь ид­ти в но­гу со вре­ме­нем и «не пу­гать про­хо­жих».

Хо­тя для мно­гих про­хо­жих узнать на ули­це в свя­щен­ни­ке свя­щен­ни­ка – это един­ствен­ный шанс по­дой­ти к не­му с во­про­сом, от­вет на ко­то­рый – кто зна­ет – ко­гда-то, мо­жет быть, из­ме­нит чью-то жизнь.

Источник: pravoslavie.ru