Духовная жизнь
Тебе поем!
20 июня, пятница
Религиозное образование
Актуальная информация
Изречения великих
Веруй, знай и думай, что Бог с тобою невидимо есть везде. И что ни делаешь и мыслишь – все видит, и что ни говоришь – все слышит. Старайся всегда видеть Его верою перед собою.
Святитель
Тихон Задонский
Церковь и мир
Патриаршая гуманитарная миссия передала пасхальные подарки для детей из пострадавших регионов
1.05.2025
Всё больше американцев верят в загробную жизнь – исследование
28.04.2025
Выставка из цикла «Русское присутствие в Святой Земле» открылась в Сарове
13.02.2025
Скидки 30-40% на печатные издания «Вольного Странника»
12.02.2025
Выставка из цикла «Русское присутствие в Святой Земле» откроется в северной столице
21.12.2024
Свет Христов просвещает всех!
Молитвы
Последование
ко Святому Причащению
Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу
Акафист Пресвятой Богородице
Акафист Николаю Чудотворцу
Рекомендуем
«Троица»
Документальный фильм из цикла «Праздники»
«Троице-Сергиева лавра»
Документальный фильм
Тропарь, кондак и величание Святой Троице
«Старцы и русская литература. Александр Пушкин»
Документальный фильм
«Вознесение»
Документальный фильм из цикла «Праздники»
«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов
Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»
«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков
«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»
«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев
Крещение Господне. Песнопения праздника
«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»
«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»
«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов
«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).
«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский
«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова
«Земле русская».
Cтихира Русским святым
«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский
Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые
Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти
«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»
«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)
«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм
«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм
«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.
«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин
«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина
«Женщины Библии».
Православная энциклопедия
«Великое славословие».
и другие песнопения
«О Страшном Суде».
Евангельские чтения
Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)
«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»
«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова
«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова
«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой
«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова
«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.
«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя
Полезные ссылки
Официальный сайт
Московского Патриархата
Официальный сайт
Липецкой митрополии
«Православие.ру»
Информационный портал
«Православие и мир»
Ежедневное интернет-СМИ
Синодальный информационный отдел
Русской Православной Церкви
«Фома»
Православный журнал
«Седмица.ру»
Православный сайт
«Православное христианство»
Каталог православных ресурсов сети Интернет
«Православное образование»
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации
Отдел религиозного образования и катехизации Липецкой епархии
Радио Вера
светлое радио
Священник Димитрий Фетисов. Хочу стать фарисеем
Недавно картина мира, которая субъективно видится с моей «колокольни», серьёзно скорректировалась. Я теперь с гораздо большим уважением стал относиться ко многим нашим околоцерковным традициям, выражающим народное благочестие, которые раньше вызывали у меня чувство некоторого пренебрежения, а то и приступы горделивого интеллектуализма. Хотя, признаюсь честно, я никогда не был интеллектуалом.
Чтобы понять, что я имею в виду, посмотрите любую телепередачу, где священник отвечает на вопросы зрителей. О чём они, в основном, спрашивают?
Значительная часть дорогостоящего эфирного времени обязательно занята вопросами о том, большим ли грехом является выкидывание на помойку скорлупы от пасхальных яиц, можно ли мыться через три дня после соборования и что делать с заплесневелыми просфорами. Отдельная категория тем непременно посвящена проблемам ношения платочков, допустимости присутствия в храме «женщин в штанах», «мужчин в шортах» и ядения майонеза в Петров пост.
«Ну, неужели нет более серьёзных вопросов», – конфузливо думал я раньше при выслушивании очередного терпеливого и заурядного ответа миссионера, выступающего по телевидению и говорящего о том, что скорлупу от освящённых яиц выкидывать не грех, мыться можно и сразу после участия в таинстве елеосвящения, так как благодать Божия водой не смывается, а в хождении в храм в свободной одежде нет ничего такого страшного, ведь главное, собственно, ходить туда, а вопрос внешнего вида – он второстепенный. «Да и вообще, – заключал, как правило, опытный батюшка-миссионер и был, несомненно, прав – бойтесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Мф 16:6).
Нельзя, конечно же, не согласиться. Фарисеи поставили во главу угла форму, позабыв про содержание. Променяли дух Закона на его букву. Отцеживая комара и исполняя с аптекарской точностью предписания Моисеева Закона (вплоть до уплаты десятины с выращенных на их огородах специй) «поядали домы сирот и вдовиц» (Мф 23:14). Ну и, конечно же, главной отличительной их чертой было тщеславие, ради которого они «увеличивали воскрилия одежд своих» (Мф 23:5) и помрачали лица свои «чтобы показаться людям постящимися» (Мф 6:16).
Горе тому, кто закапывает скорлупки от освящённых яиц в землю, а сам при этом злословит и осуждает ближнего.
Поэтому горе тому, кто превращает Православие в сплошной фольклор, состоящий из множества мелких и крупных предписаний, второстепенных по отношению к главному. Горе тому, кто бережно закапывает скорлупки от освящённых яиц в землю в чистом поле или выкидывает их вместе с испорченными просфорами в реку, подвесив грузик, дабы святыни благочестиво утонули, а сам при этом злословит и осуждает ближнего.
Нередки сейчас в православной среде отчасти справедливые размышления вслух про ханжеское да тщеславное ношение в миру длинных юбок до пят и платков, повязанных «по-старообрядчески», цель облачения в которые – любой ценой выделиться, горделиво самоутвердиться и показать этим окружающим «ничтожествам», не доросших до такой духовной «высоты», как они ничтожны.
Многое здесь верно. Но мне, с недавних пор, постоянно приходится наблюдать совсем другую проблему, которую я бы назвал «фарисейство-наоборот». Суть этого явления в том, что отрицается всякая форма вообще, а следование любым благочестивым традициям сразу же рассматривается как пленение страстью тщеславия, гордыни и прелестного (от слова прелесть, означающего на языке православной аскетики состояние духовного самообмана) самоутверждения.
Отход от формы вызван не искоренением в себе фарисейства, но желанием следовать своим страстям
И здесь мне нередко видится некое лукавство. Ведь очень часто отход от формы вызван вовсе не искоренением в себе фарисейства, но простым желанием следовать своим страстям и соответствовать нынешней мирской моде.
Сейчас мне часто приходится видеть, как, в общем-то, простые люди – не академики – красноречиво жонглируя понятиями, приводя вышеперечисленные цитаты и требуя следования духу Закона, но не его букве, абсолютно уничтожают и букву, и сам дух, делая христианство чем-то совершенно абстрактным, типа философского учения, которое в зависимости от настроения и моды можно толковать абсолютно по-разному.
Теперь на моё мягкое замечание, сделанное в шутливой форме, о том, что вполне благочестивой юной студентке, выпускнице православной гимназии, перемещаться в ночнушке по городской улице, и уж тем более приходить в храм Божий как-то не пристало – я слышу грозную отповедь, в которую помимо банальных тезисов о том, что «жара» и «сейчас так модно, а я не старушка», обязательно включено деликатное (спасибо и на этом) обличение меня в фарисействе.
«Обрядоверие» и «православный фольклор», ныне вытеснен воистину тщеславной модой, из-за которой буквально «святых выноси». Куда подевались те, ручной работы, белоснежные расшитые чудными узорами рушники или немного смешные, но сделанные с любовью из конфетной фольги «рюшечки», которыми наши бабушки украшали старинные дореволюционные бумажные иконы? Нет ни рушников, ни безалаберных «рюшечек», ни тех бабушек в платочках, а сами старые, уже «не модные» иконы действительно выносят.
Не так давно меня «поймала» на лестничной клетке соседка моих родителей. Я часто сталкиваюсь с этой уже пожилой женщиной, которая периодически просит помолиться за мужа, детей и внуков и безуспешно старается при этом сунуть мне в руку денежку. Но в этот раз просьба её была совсем другая: она настойчиво попросила меня забрать фамильные иконы – старинные очень красивые литографии в рамках под стеклом, которые принадлежали когда-то ещё её прабабушке.
Попросила забрать вовсе не потому, что пожелала отдать в храм самое ценное, а потому, что «мы ремонт сделали в квартире, и они теперь как-то не смотрятся… Лучше потом новые купим». Уговоры мои «не выносить святых из избы» были безуспешны и закончились тем, что эта дама, пространно богословствуя о том, что и разницы-то никакой нет – старые иконы висят или новые, наиболее подходящие к «салатовым» обоям, пригрозила мне, что если я образа не заберу, то придётся их всё равно «куда-нибудь деть». Вот тебе и фольклор.
Про ношение платочков, заповеданное апостолом Павлом, и прочие «условности» типа точного соблюдения постов, выраженного, к примеру, в не вкушении яблок до Преображения и мёда до праздника Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа), говорить вообще не приходится.
А как сейчас встречают священника в своих домах некоторые благочестивые миряне?
Помню, когда я ещё мальчишкой учился в православной гимназии, мне довелось навестить умирающую от тяжёлой болезни и прикованную к постели пожилую родственницу, проживающую в сельской местности. На мою настоятельную просьбу пригласить священника она с благоговейным ужасом сказала, превозмогая боль, что сейчас это никак невозможно, поскольку сама она не встаёт, а её дед не сможет убрать с такой тщательностью, с какой подобает это сделать, встречая священника со Святыми Дарами. «Какой формализм», – подумал я тогда.
Какой смысл в платке, когда вы одеты как на пляже?
А теперь вот почти каждый раз теряюсь, когда прихожу в дом, например, причащать больного и вижу, что там совершенно не убрано, а члены пригласившего священника со Святыми Дарами почтенного семейства одеты по-домашнему: в дамские пижамы и шорты-майки. «А платок надевать?» – участливо спрашивает меня хозяйка, и я не знаю, что ответить, поскольку какой смысл в платке, когда вы одеты как на пляже, или будто бы «от сна восстав»?
Захожу в комнату к больной, которую необходимо причастить и озираюсь вокруг. И на вопрос: «Есть ли какой-нибудь столик, куда можно поставить Святые Дары и горящую свечу?» – довольно часто слышу предложение «поставить на телевизор» в ответ…
Но самое страшное вовсе не в том, что люди просто не знают, как себя вести, а в том, что, за редким исключением, им невозможно это рассказать. На любой совет и тем более обличение, сделанное в мягкой форме, нередко в ответ слышишь обиду и опять же пространные рассуждения о том, что фарисеев-де много развелось.
Да почти что и нет их уже, фарисеев-то. Даже жалко. Ведь Господь говорит: «Если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное» (Мф 5:20). Наша же праведность не только не превзошла меру фарисейскую, она и оной-то меры не достигла.
Ведь если мы внимательно вчитаемся в обличительные слова Спасителя, обращённые к фарисеям, то мы увидим, что укоряет Он их вовсе не за трепетное отношение к исполнению закона и отеческих преданий, а за горделивый и тщеславный дух, которым была мотивирована их деятельность и за неимение навыка увидеть где главное, а где второстепенное. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф 23:23).
Или ещё вот про послушание «фарисействующим» попам и иерархам: «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф 23:1-3).
Я теперь даже хочу стать фарисеем. Ревнителем отеческих приданий
Так что я теперь даже хочу стать фарисеем. Правда, чтоб без примеси тщеславия, гордыни и лицемерия. Ревнителем отеческих приданий. Таким, каким был великий апостол Павел, вышедший из этой секты и вынесший оттуда всё самое лучшее, что он почерпнул, находясь у «ног Гамалиила» (Деян 22:3) – другого выдающегося члена этой ветхозаветной секты.
Ведь «каков поп – таков и приход», и многие из вышеперечисленных сложностей, если быть честным, связаны с тем, что мы, священники, любим в миссионерских целях иногда чрезмерно упрощать проблему внешнего благочестия в жизни христианина, совершенно игнорируя простой принцип, согласно которому внешнее, в известной степени, влияет и на внутреннее.
Ну, а некоторые уважаемые батюшки откровенно стыдятся своего духовного платья, надевая его только в храме, и коротко стригут волосы и бороды, стараясь идти в ногу со временем и «не пугать прохожих».
Хотя для многих прохожих узнать на улице в священнике священника – это единственный шанс подойти к нему с вопросом, ответ на который – кто знает – когда-то, может быть, изменит чью-то жизнь.
Источник: pravoslavie.ru