Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Веруй, знай и думай, что Бог с тобою невидимо есть везде. И что ни делаешь и мыслишь – все видит, и что ни говоришь – все слышит. Старайся всегда видеть Его верою перед собою.

Святитель
Тихон Задонский

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

Парад Победы 1945 года

«Троица»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Троице-Сергиева лавра»
Документальный фильм

Тропарь, кондак и величание Святой Троице

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин»
Документальный фильм

Горняя песнь

«Вознесение»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Митрополит Лимассольский Афанасий: Мы не учили детей самому важному

Сло­во о вос­пи­та­нии мо­ло­де­жи

В Пра­во­слав­ной Церк­ви сло­во «вос­пи­та­ние» озна­ча­ет ру­ко­вод­ство. Ру­ко­вод­ство людь­ми не к ка­ким-ни­будь кон­крет­ным иде­ям, цен­но­стям, иде­а­лам, но при­ве­де­ние че­ло­ве­ка к люб­ви ко Гос­по­ду На­ше­му Иису­су Хри­сту. Об­мир­щен­ное вос­при­я­тие ре­ли­гии, Церк­ви по­ла­га­ет, что Цер­ковь учит ве­рить в Бо­га, и толь­ко. В то вре­мя как ос­нов­ная за­да­ча Церк­ви – это на­учить че­ло­ве­ка то­му, как пра­виль­но лю­бить Бо­га.

Эта лю­бовь ко Твор­цу оста­нет­ся в веч­но­сти, а ве­ра и на­деж­да упразд­нят­ся в по­след­ний день. Ве­рить в Бо­га для че­ло­ве­ка – все рав­но что вос­хо­дить по лест­ни­це, с пер­вой сту­пе­ни на вто­рую, со вто­рой на тре­тью и так да­лее... Но че­ло­век не мо­жет по­сто­ян­но оста­вать­ся на этом эта­пе, ему очень слож­но по­свя­щать всю свою жизнь че­му-то та­ко­му, во что он про­сто ве­рит. Впро­чем, ес­ли он уж очень увле­чен идео­ло­ги­ей, воз­мож­но, что и смо­жет, как мы ча­сто ви­дим в окру­жа­ю­щей нас по­все­днев­но­сти.

Толь­ко лишь лю­бовь к Бо­гу мо­жет дать че­ло­ве­ку аб­со­лют­ную гар­мо­нию и ду­шев­ный мир. Смысл жиз­ни для че­ло­ве­ка – это об­ре­те­ние Бо­га. Хри­стос для нас яв­ля­ет­ся так­же и Учи­те­лем. Ви­ди­те, как пре­крас­но го­во­рит нам Гос­подь в Еван­ге­лии: «На­учи­те­ся от Ме­не...» То есть че­ло­век учит­ся от Са­мо­го Хри­ста, учит­ся из Его слов, Его уче­ния, Его жиз­ни, но бо­лее все­го из опы­та лич­ност­но­го об­ще­ния с Ним, ос­но­ван­но­го на люб­ви. По­это­му этот опыт про­из­во­дит в че­ло­ве­ке та­кое дей­ствие, что он по­беж­да­ет лю­бовь ко все­му су­ще­ству­ю­ще­му в этом ми­ре.

Бра­тия, не­до­ста­точ­но учить на­ших де­тей толь­ко лишь еван­гель­ским иде­ям, го­во­ря, что Еван­ге­лие и Цер­ковь – это са­мое луч­шее, что им мо­гут дать ро­ди­те­ли, не­до­ста­точ­но го­во­рить им, как пре­крас­на лю­бовь, сво­бо­да, пра­вед­ность. Са­мо по се­бе все это, ко­неч­но, пре­крас­но, но глав­ное, в чем се­го­дня нуж­да­ет­ся мо­ло­дежь – это на­учить­ся лю­бить Бо­га. Мо­ло­дежь долж­на знать, что са­мое бес­цен­ное, что им мо­жет пре­под­не­сти Цер­ковь, и что им не мо­жет дать мир – это Хри­стос. В лю­бом об­ще­стве че­ло­век мо­жет на­учить­ся лю­бить и ува­жать дру­гих лю­дей, быть чест­ным, ис­крен­ним, де­мо­кра­тич­ным, сво­бо­до­лю­би­вым в хо­ро­шем смыс­ле это­го сло­ва. Не бы­ло бы нуж­ды Церк­ви учить все­му это­му, ведь и в са­мом есте­стве че­ло­ве­ка все это за­ло­же­но от на­ча­ла. Мы ча­сто спо­ты­ка­ем­ся на том, что по­ла­га­ем, что Цер­ковь яв­ля­ет­ся не­ко­ей идео­ло­ги­че­ской си­сте­мой и нам до­ста­точ­но быть про­сто хо­ро­ши­ми людь­ми, что для нас до­ста­точ­но вы­пол­нять толь­ко свои хри­сти­ан­ские обя­зан­но­сти. Мы счи­та­ем, что мож­но до­воль­ство­вать­ся тем, что­бы на­ши де­ти бы­ли, как го­во­рит­ся, «в рам­ках при­ли­чий», не со­вер­ша­ли пре­ступ­ле­ний и амо­раль­ных по­ступ­ков. Ча­сто при­хо­дит­ся слы­шать рас­про­стра­нен­ные за­блуж­де­ния от­но­си­тель­но ро­ли Церк­ви в об­ще­стве, и, слы­ша по­доб­ные вы­ска­зы­ва­ния, мож­но лишь снис­хо­ди­тель­но улыб­нуть­ся, но на са­мом де­ле это го­во­рит о не­по­ни­ма­нии ее ис­тин­но­го пред­на­зна­че­ния.

Вот го­во­рят, на­при­мер: «Пусть он луч­ше бу­дет в Церк­ви, чем в тюрь­ме или где-ни­будь с ре­бя­та­ми бу­дет упо­треб­лять нар­ко­ти­ки». То есть эти лю­ди по­ла­га­ют, что Цер­ковь яв­ля­ет­ся про­ти­во­по­лож­но­стью пре­ступ­но­сти и нар­ко­ма­нии! Здесь мо­жет кто-ни­будь воз­ра­зить, по­доб­но на­вью­чен­но­му вер­блю­ду, ко­то­ро­го ве­дут по пу­сты­не околь­ным пу­тем: «Что, не­уже­ли нет крат­кой, пря­мой до­ро­ги»? По­лу­ча­ет­ся, что у че­ло­ве­ка все­го два пу­ти: Цер­ковь и нар­ко­ти­ки? Зна­чит тот, кто не хо­дит в храм, обя­за­тель­но бу­дет упо­треб­лять нар­ко­ти­ки? Ко­неч­но нет! Че­ло­век мо­жет во­все не быть хри­сти­а­ни­ном и быть чест­ным, пра­виль­ным, ис­крен­ним, по­ря­доч­ным, доб­рым су­пру­гом и от­цом, при­леж­ным уче­ни­ком и так да­лее. По­это­му мы ча­сто не мо­жем по­нять, по­че­му на­ши де­ти име­ют со­вер­шен­но дру­гие от­но­ше­ния с Бо­гом. И ко­гда у на­ших де­тей про­яв­ля­ет­ся рев­ность по Бо­гу, и они мно­го вре­ме­ни по­свя­ща­ют Церк­ви, мы ча­сто не по­ни­ма­ем это­го, го­во­ря: «Раз­ве те­бе не­до­ста­точ­но быть про­сто хо­ро­шим че­ло­ве­ком, или хо­ро­шим уче­ным, за­ни­мать­ся сво­ей ра­бо­той и при­но­сить поль­зу об­ще­ству? Ну что те­бе еще нуж­но?» Мы счи­та­ем их стрем­ле­ние к Бо­гу из­ли­ше­ством, фа­на­тиз­мом. Как вы ду­ма­е­те, по­че­му мы вы­ска­зы­ва­ем та­кие мне­ния? Де­ло в том, что ос­но­ва­ни­ем на­шей ду­хов­ной жиз­ни яв­ля­ет­ся не лю­бовь к Бо­гу, а од­но лишь внеш­нее ис­пол­не­ние на­ших обя­зан­но­стей. «Бог не тре­бу­ет от те­бя мно­го­го, ис­пол­няй свои обя­зан­но­сти и это­го до­воль­но с те­бя». Но лю­бовь, бра­тия мои, не име­ет пре­де­лов. Ко­гда ты лю­бишь Бо­га, – лю­бовь к Не­му не име­ет гра­ниц. Так же, ко­гда ты лю­бишь ка­ко­го-ли­бо че­ло­ве­ка, те­бе по­сто­ян­но хо­чет­ся быть ря­дом с ним, те­бе хо­чет­ся свя­зать свою жизнь с этим че­ло­ве­ком. Воз­мож­но ли огра­ни­чить та­кую лю­бовь рам­ка­ми, по­стиг­нуть ее ло­ги­кой? Лю­бовь – это огонь, пла­ме­не­ю­щий в серд­це че­ло­ве­ка, дей­ству­ю­щий сво­бод­но, имен­но она ру­ко­во­дит серд­цем че­ло­ве­ка, а не хо­лод­ный рас­су­док. Цер­ковь учит че­ло­ве­ка лю­бить Бо­га и на­прав­ля­ет его к та­кой люб­ви.

За­ме­че­но, что в по­след­нее вре­мя в Цер­ковь ста­ло хо­дить мно­го мо­ло­де­жи. Лю­ди стар­ше­го по­ко­ле­ния, на­вер­ное, об­ра­ти­ли вни­ма­ние на то, что до опре­де­лен­но­го воз­рас­та по­чти все де­ти хо­ди­ли в храм, со­би­ра­лись на ду­хов­ные бе­се­ды, мо­ли­лись Бо­гу. И, под­рас­тая, по­сте­пен­но те­ря­ли ин­те­рес к ду­хов­ной жиз­ни. Я го­во­рю о воз­расте с 14 до 18 лет. По­том при­хо­дит вре­мя во­ин­ской по­вин­но­сти, уче­бы в ин­сти­ту­те и вы­яс­ня­ет­ся, что труд по ка­те­хи­за­ции де­тей, ду­хов­ные бе­се­ды, со­бра­ния – все это бы­ло на­прас­ным. Как вы ду­ма­е­те по­че­му? В чем же на­ша ошиб­ка? Ко­неч­но, в этом воз­расте иг­ра­ют боль­шую роль че­ло­ве­че­ские сла­бо­сти, на­клон­но­сти, увле­че­ние умно­жа­ю­щи­ми­ся со­блаз­на­ми. Но «ошиб­ка», по мо­е­му мне­нию, не в этом, а в са­мой Церк­ви, но не в Церк­ви, как в Бо­же­ствен­ном уста­нов­ле­нии, а в нас, в лю­дях Церк­ви. К со­жа­ле­нию, для нас не бы­ло оче­вид­ным, что на­ши де­ти в первую оче­редь нуж­да­ют­ся в том, что­бы мы на­учи­ли их лю­бить Бо­га. Мы учи­ли их все­му: и еван­гель­ским иде­ям, и быть ми­ло­сти­вы­ми, и лю­бить дру­гих лю­дей, мы очень ста­ра­лись, что­бы они вы­рос­ли чест­ны­ми, хо­ро­ши­ми людь­ми. Но са­мо­му важ­но­му мы их так и не на­учи­ли – люб­ви ко Хри­сту. По­то­му что для нас бо­го­сло­вие ста­ло не­ко­ей от­вле­чен­ной фи­ло­соф­ской идео­ло­ги­ей, не­ким че­ло­ве­че­ским из­мыш­ле­ни­ем. Мы на­хо­дим­ся в пол­ном не­ве­де­нии о том, в чем со­сто­ит лю­бовь к Бо­гу. По этой при­чи­не еще не­дав­но мно­гие со­вре­мен­ные пра­во­слав­ные хри­сти­а­не не при­да­ва­ли осо­бен­но­го зна­че­ния по­сту, бде­ни­ям, ис­по­ве­ди, при­ча­стию, чте­нию жи­тий свя­тых. Нет. Им до­ста­точ­но бы­ло чи­тать дру­гие кни­ги. Че­ло­век, при­зван­ный к лич­но­му опы­ту об­ще­ния с Бо­гом, огра­ни­чи­вал­ся уз­ки­ми рам­ка­ми, его вни­ма­ние бы­ло на­прав­ле­но в со­вер­шен­но дру­гое рус­ло. По­это­му со­всем не уди­ви­тель­но, что в пе­ри­од на­ступ­ле­ния со­вер­шен­но­ле­тия мы по­сто­ян­но, од­но­го за дру­гим, «те­ря­ем» сво­их де­тей. Что го­во­рить, ко­неч­но, грех си­лен, осо­бен­но ко­гда его по­зна­ют на опы­те. За­ча­стую грех при­вле­ка­ет к се­бе и дер­жит че­ло­ве­ка в пле­ну. С дру­гой сто­ро­ны, что мо­жет удер­жать че­ло­ве­ка, что­бы он не от­пал от Церк­ви? Тео­рия? Идеи? Но все это лишь мерт­вые те­ни ве­щей. Идея не в со­сто­я­нии удер­жи­вать че­ло­ве­ка по­сто­ян­но, ка­ким бы идео­ло­гом он ни был.

К сча­стью, се­го­дня мы жи­вем в со­вер­шен­но дру­гую эпо­ху. Се­го­дня мы ви­дим, что мы вновь вста­ем на но­ги, что мы вер­ну­лись к Цер­ков­ной тра­ди­ции, к на­шим кор­ням, мы, ес­ли так мож­но вы­ра­зить­ся, за­но­во от­кры­ли са­мих се­бя. Смот­ри­те, се­го­дня мы ви­дим в Церк­ви мо­ло­дые ли­ца, мы ви­дим лю­дей, лю­бя­щих Бо­га, лю­дей с аб­со­лют­но но­вы­ми дан­ны­ми и пред­по­сыл­ка­ми. Как и у всех нас, и у них слу­ча­ют­ся па­де­ния, у них есть свои про­бле­мы, труд­но­сти. Од­на­ко они вни­ма­тель­но слу­ша­ют о люб­ви к Бо­гу. Вот имен­но об этом им нуж­но го­во­рить се­го­дня. Пусть они учат­ся лю­бить Бо­га. Ко­гда они лю­бят Его, они от­кры­ва­ют внут­ри се­бя лич­ный опыт Его от­вет­но­го дей­ствия. Они по­сте­пен­но при­об­ре­та­ют ду­хов­ный им­му­ни­тет, ко­то­рый ста­но­вит­ся про­ти­во­ве­сом гре­ху. Да­же ес­ли грех и уяз­вит та­ко­го че­ло­ве­ка, то при­сут­ствие люб­ви Бо­жи­ей и зна­ние о ней уте­шит и под­дер­жит его серд­це, он стя­жа­ет по­зна­ние, что не­воз­мож­но спа­стись соб­ствен­ны­ми си­ла­ми, соб­ствен­ным ста­ра­ни­ем. Хри­сти­а­нин на­де­ет­ся толь­ко на Бо­жью ми­лость, на Его бла­го­у­тро­бие, на Его без­гра­нич­ную лю­бовь, вы­ра­жен­ную в Его Крест­ных стра­да­ни­ях за все че­ло­ве­че­ство. Ес­ли мы за­тра­ги­ва­ем те­му вос­пи­та­ния в Церк­ви се­го­дня, то мы обя­за­тель­но долж­ны го­во­рить о та­ком ми­сти­че­ском опы­те, о та­ком ру­ко­вод­стве, ко­то­рое при­во­дит че­ло­ве­ка к люб­ви к Бо­гу.

Источник: pravoslavie.ru