Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Веруй, знай и думай, что Бог с тобою невидимо есть везде. И что ни делаешь и мыслишь – все видит, и что ни говоришь – все слышит. Старайся всегда видеть Его верою перед собою.

Святитель
Тихон Задонский

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

Парад Победы 1945 года

«Троица»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Троице-Сергиева лавра»
Документальный фильм

Тропарь, кондак и величание Святой Троице

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин»
Документальный фильм

Горняя песнь

«Вознесение»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Детки в клетке одиночества

От­цы и де­ти в ис­то­рии ци­ви­ли­за­ции

Ги­пе­р­ак­тив­ность, за­держ­ки раз­ви­тия, нев­ро­зы, аутизм — се­го­дня «про­грес­сив­ный» мир пе­ре­жи­ва­ет эпи­де­мию дет­ских нерв­но-пси­хи­че­ских рас­стройств. И эта эпи­де­мия — вряд ли не­доб­рый и не­ожи­дан­ный по­да­рок при­ро­ды, уж очень дол­го че­ло­ве­че­ство го­то­ви­ло для нее поч­ву…

Рож­де­ние и рост ре­бен­ка — са­мое есте­ствен­ное и про­стое, что есть в ми­ре. Де­ти взрос­ле­ют «как на дрож­жах», толь­ко успе­вай за их пе­ре­ме­на­ми. Лю­бовь к де­тям, уми­ле­ние дет­ством ис­кон­но при­су­щи че­ло­ве­ку. Об­ще­ние с ре­бя­тиш­ка­ми, за­ня­тия, иг­ры до­став­ля­ют стар­ше­му по­ко­ле­нию во­рох хло­пот, тре­вог, пла­нов, раз­ду­мий. Как мож­но оста­вать­ся рав­но­душ­ным, ко­гда ма­лыш смот­рит на те­бя с та­кой не­под­дель­ной ра­до­стью и доверием?

«До­ро­ги нам ро­ди­те­ли, до­ро­ги де­ти, — пи­шет Ци­це­рон, — при­ро­да са­ма смяг­ча­ет муж­скую су­ро­вость и вкла­ды­ва­ет в от­ца силь­ную и неж­ную лю­бовь к сво­им де­тям». Древ­не­рим­ский по­эт Аль­бий Ти­булл ри­су­ет ре­бен­ка, ко­то­рый хва­та­ет от­ца за уши, что­бы рас­це­ло­вать его, и ста­ро­го де­да, го­то­во­го бес­ко­неч­но слу­шать ле­пет вну­ка. Сре­ди мно­го­чис­лен­ных над­гро­бий ан­тич­но­го вре­ме­ни встре­ча­ют­ся дет­ские. Над­пи­си на них сви­де­тель­ству­ют глу­бо­кую скорбь и при­вя­зан­ность ро­ди­те­лей тех дав­них вре­мен. «От­ро­ка Тул­лия, ко­то­рый го­ды свои та­лан­том пре­вос­хо­дил, Гри­го­рио и Аль­те­рия ро­ди­те­ли, един­ствен­но­го и дра­го­цен­ней­ше­го по­греб­ли, про­жил 4 го­да, 3 ме­ся­ца».
Пред­при­няв не­боль­шой ис­то­ри­че­ский экс­курс, по­про­бу­ем уяс­нить, ка­ким бы­ло и как ме­ня­лось вза­и­мо­дей­ствие ро­ди­те­лей и де­тей в раз­ные эпо­хи. Что со­став­ля­ло ос­но­ву вза­и­мо­по­ни­ма­ния и об­щих ин­те­ре­сов?

Де­ти и взрос­лые в пат­ри­ар­халь­ное вре­мя

Пер­во­на­чаль­но вос­пи­та­ние со­вер­ша­лось внут­ри до­ма и име­ло тру­до­вой ха­рак­тер. Пат­ри­ар­халь­ный тип про­сле­жи­ва­ет­ся в ис­то­рии раз­ных на­ро­дов. Пе­да­го­ги­че­ские сю­же­ты ча­сто встре­ча­ют­ся на стра­ни­цах Биб­лии. При­ме­ры доб­рых и лю­бя­щих ро­ди­те­лей юно­го Са­му­и­ла, Да­ни­и­ла, ис­то­рия Иоси­фа, на­став­ле­ния сы­но­вьям Си­ра­ха и Со­ло­мо­на от­ра­жа­ют пе­да­го­ги­че­ские воз­зре­ния вет­хо­за­вет­но­го Из­ра­и­ля. И по сей день сход­ный уклад жиз­ни мож­но на­блю­дать у про­стых, «не­ци­ви­ли­зо­ван­ных» на­ро­дов. В Рос­сии кре­стьян­ство бы­ло но­си­те­лем пат­ри­ар­халь­ной се­мей­ствен­но­сти до 20-х го­дов XX ве­ка, ко­гда тех­ни­че­ская ре­во­лю­ция и рост го­ро­дов пе­ре­ме­ни­ли об­лик де­рев­ни. Кре­стьян­ские де­ти по­не­мно­гу обу­ча­лись гра­мо­те, не­ко­то­рые спо­соб­ные «шли в лю­ди», од­на­ко книж­ное уче­ние не слиш­ком це­ни­лось. Креп­кие ру­ки, прак­ти­че­ская смёт­ка и доб­рая хри­сти­ан­ская со­весть — вот на чем сто­я­ла кре­стьян­ская жизнь. Де­тей рас­ти­ли, со­об­ра­зу­ясь в ос­нов­ном с се­мей­ны­ми нуж­да­ми. Су­ще­ство­ва­ли пред­став­ле­ния, еди­ные для каж­до­го, — нор­мы мо­ра­ли, тра­ди­ции, об­ще­ствен­ные по­вин­но­сти. Но в первую оче­редь по­ря­док жиз­ни в до­ме опре­де­лял­ся чле­на­ми се­мей­но­го кру­га. Та­кое вос­пи­та­ние не бы­ло стан­дар­ти­зо­ван­ным, оно до­пус­ка­ло мно­го­об­ра­зие, как бы при­род­ный по­черк се­мьи, и вы­гля­де­ло по-сво­е­му муд­ро и по­сле­до­ва­тель­но устро­ен­ным.

Обу­че­ние де­тей обу­слов­ли­ва­лось ши­ро­ким уча­сти­ем их в жиз­ни взрос­лых. Для ро­ди­те­лей есте­ствен­но пе­ре­да­вать жиз­нен­ные на­вы­ки, а для де­тей — ори­ен­ти­ро­вать­ся на прак­ти­че­ские при­ме­ры стар­ших. Су­ро­вый ха­рак­тер жиз­ни да­вал знать о се­бе. За вре­мя взрос­ле­ния де­ти ви­де­ли боль­ше на­ка­за­ний и стро­го­сти, чем вни­ма­ния и ро­ди­тель­ских ласк. Нель­зя при этом ска­зать, что­бы от­но­ше­ние к ре­бен­ку бы­ло рав­но­душ­ным. Фольк­лор­ные ис­точ­ни­ки до­нес­ли до нас раз­но­об­раз­ную на­род­ную куль­ту­ру пе­сто­ва­ния. И по сей день мо­ло­дые ма­те­ри по­ют сво­им ма­лют­кам на­род­ные ко­лы­бель­ные, про­чи­ты­ва­ют по­теш­ки, при­ба­ут­ки, по­ба­сен­ки, ско­ро­го­вор­ки, счи­та­лоч­ки. Ди­тя на­зы­ва­ют здесь са­мы­ми неж­ны­ми, са­мы­ми свет­лы­ми име­на­ми: «ди­тят­ко-ро­ди­мин­ка», «ан­ге­ло­чек», «свет мой яс­ный», «душ­ка-ла­пуш­ка». По­яв­ле­ние на свет мла­ден­ца вос­при­ни­ма­ет­ся как дар Бо­жий:

Впо­след­ствии, в го­до­вом кру­ге на­пря­жен­ных се­зон­ных ра­бот, от­но­ше­ния ро­ди­те­лей с под­рос­ши­ми детьми при­об­ре­та­ли бо­лее прак­ти­че­ский ха­рак­тер. При­об­щать к ра­бо­те на­чи­на­ли обыч­но с пя­ти­лет­не­го воз­рас­та. В 15 лет под­ро­сток счи­тал­ся уже пол­но­цен­ным ра­бот­ни­ком. Де­воч­ки нян­чи­ли млад­ших де­тей, пря­ли, пас­ли мел­кую ско­ти­ну и птиц, маль­чи­ки под­соб­ля­ли от­цу и но­си­ли зав­тра­ки в по­ле. На де­ся­ти­лет­нюю дочь мать остав­ля­ла весь дом, стряп­ню и млад­ших де­тей. Стар­шие бра­тья и сест­ры дер­жа­ли се­бя с млад­ши­ми как взрос­лые, учи­ли и на­ка­зы­ва­ли их.
Вспом­ним ше­сти­лет­не­го Вла­са, «му­жич­ка с но­го­ток», ге­роя не­кра­сов­ско­го сти­хо­тво­ре­ния. В трес­ку­чий мо­роз он и отец ра­бо­та­ют на за­го­тов­ке дров: отец ру­бит, сын во­дит под узд­цы ло­шадь к до­му и на­зад, в лес. По­ве­де­ние Вла­са вы­гля­дит на­столь­ко не­дет­ским, что оста­нав­ли­ва­ет на се­бе вни­ма­ние ав­то­ра. Маль­чон­ка го­во­рит гроз­но, ше­ству­ет «важ­но, в спо­кой­ствии чин­ном». Фи­наль­ная сце­на ко­ло­рит­на. В под­ра­жа­ние го­ло­су от­ца Влас кри­чит ло­ша­ди «ба­сом»: «Ну, мерт­вая!» — и спе­шит уй­ти от на­до­ед­ли­вых рас­спро­сов.
При­род­ность усло­вий, про­сто­та мо­ра­ли, един­ство за­ня­тий со­зда­ва­ли ос­но­ву для вза­и­мо­по­ни­ма­ния по­ко­ле­ний. В пат­ри­ар­халь­ном до­маш­нем кос­мо­се свое ме­сто имел каж­дый, да­же ре­бе­нок. Его уча­стие в про­ис­хо­дя­щем бы­ло вза­прав­даш­ним, это не бы­ло «су­ще­ство­ва­ние, от­ло­жен­ное на по­том» и «жизнь по­на­рош­ку», как у мно­гих со­вре­мен­ных де­тей и юно­ше­ства, до 20-25 лет осва­и­ва­ю­щих всё но­вые зна­ния и не со­вер­ша­ю­щих ни­че­го на­сто­я­ще­го.

Вос­пи­та­ние: про­фес­си­о­наль­ное или се­мей­ное?

Сло­во «шко­ла» (от древ­не­греч. «ско­ле») пер­во­на­чаль­но озна­ча­ло за­ня­тия в сво­бод­ное вре­мя. На­у­ка­ми бы­ло при­ня­то за­ни­мать­ся в про­ме­жут­ке меж­ду осталь­ны­ми де­ла­ми. В пе­ри­од ран­ней ан­тич­но­сти учи­те­ля (грам­ма­ти­ки) — мел­кие слу­жа­щие, го­то­вые учить и до­ма, и в клас­сах; они без­вест­ны и пре­зи­ра­е­мы. О не­удач­ни­ках го­во­ри­ли: «Он умер или сде­лал­ся где-то грам­ма­ти­ком».
По­сте­пен­но жизнь при­ни­ма­ла бо­лее слож­ные фор­мы, уси­ли­ва­лась роль тор­гов­ли, пра­во­вых от­но­ше­ний, за­ко­нов, по­пол­нял­ся фонд до­сти­же­ний на­у­ки, ис­кус­ства, фи­ло­со­фии. Нуж­да в гра­мот­ных ра­бот­ни­ках, чи­нов­ни­ках и ру­ко­во­ди­те­лях ме­ня­ла прак­ти­ку вос­пи­та­ния. На­сту­пал этап про­фес­си­о­на­ли­за­ции вос­пи­та­тель­ных от­но­ше­ний.
Всё за­мет­ней ча­ши ве­сов скло­ня­лись в сто­ро­ну шко­лы. Обу­че­ние ста­но­ви­лось бо­лее тру­до­ем­ким. Вре­мя, ко­то­рое де­ти про­во­ди­ли на уро­ках, удли­ня­лось. Уче­ба по­сте­пен­но ста­но­ви­лась глав­ным за­ня­ти­ем дет­ства. Эта­ло­ном у эл­ли­нов счи­та­лась гар­мо­ни­че­ская со­во­куп­ность со­вер­шенств, «ка­ло­ка­га­тия», или бук­валь­но «ве­ли­ко­ду­шие»: кра­си­вое те­ло, эру­ди­ция, пра­виль­ное мыш­ле­ние, убе­ди­тель­ная речь.

Отец и мать так­же во­вле­ка­лись в об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния. Се­мья, как бы вы­плес­ки­ва­ясь из до­ма на­ру­жу, пе­ре­ста­ва­ла быть ос­но­вой и сре­до­то­чи­ем жиз­ни. В но­вых усло­ви­ях че­ло­век со­зна­вал се­бя преж­де все­го чле­ном об­ще­ства, а уже по­том му­жем или же­ной, от­цом или ма­те­рью. В Ри­ме и Гре­ции ре­бен­ка дер­жа­ли в се­мье до 7 лет, за­тем от­да­ва­ли в шко­лу. Ро­ди­тель­ское уча­стие в вос­пи­та­нии бы­ло по­верх­ност­ным: сна­ча­ла при­ста­вить к ма­лы­шу не­воль­ни­ка-пе­да­го­га, бук­валь­но «де­то­во­да», «де­то­во­ди­те­ля» (ча­сто са­мо­го ник­чем­но­го ра­бот­ни­ка), а даль­ше обес­пе­чить его обу­че­ние, ма­те­ри­аль­ную сто­ро­ну. Де­во­чек обу­ча­ли, в ос­нов­ном, ру­ко­де­лию и «ико­но­мии» (управ­ле­нию до­маш­ним хо­зяй­ством); они бра­ли до­маш­ние уро­ки чте­ния и пись­ма, зна­ко­ми­лись с му­зы­кой и по­э­зи­ей.
Зна­че­ние про­фес­си­о­наль­ных учи­те­лей («ди­дас­ка­лов») в об­ще­стве вы­рос­ло. О них ста­ли го­во­ри­ли с боль­шим ува­же­ни­ем: «Ро­ди­те­ли да­ют нам толь­ко жизнь, а на­став­ни­ки — до­стой­ную жизнь» (Ари­сто­тель). Воз­ник­ла тео­рия вос­пи­та­ния и об­ра­зо­ва­ния («пай­дейя»). По­доб­ное по­ло­же­ние устра­и­ва­ло ро­ди­те­лей и на­став­ни­ков. Од­ни мог­ли жить сво­ей жиз­нью, дру­гие — за­ра­ба­ты­вать свой хлеб и поль­зо­вать­ся ста­ту­сом в об­ще­стве.
Лейт­мо­тив про­фес­си­о­наль­ной пе­да­го­ги­ки — об­ще­ствен­ная поль­за. Вос­пи­ты­вать де­тей не­об­хо­ди­мо и хо­ро­шо, по­сколь­ку они бу­ду­щие граж­да­не. Ме­ры об­ще­ствен­но­го кон­тро­ля бы­ва­ли ино­гда до­воль­но же­сто­ки. Так, в Спар­те вос­пи­та­ние де­тей объ­яв­ля­лось кол­лек­тив­ным. Го­род-го­су­дар­ство вёл мно­го­чис­лен­ные вой­ны, де­тей с ран­не­го воз­рас­та от­би­ра­ли у ро­ди­те­лей и пе­ре­да­ва­ли в спе­ци­аль­ные учре­жде­ния, где со­зда­ва­лись чрез­вы­чай­но жест­кие усло­вия жиз­ни и обу­че­ния во­ен­но­му ис­кус­ству. Иде­а­лы спар­тан­ства не де­ла­ли раз­ли­чий меж­ду по­ла­ми. Уче­ба де­во­чек бы­ла устро­е­на по сход­ной про­грам­ме. К опы­ту Спар­ты ста­нут об­ра­щать­ся впо­след­ствии в гит­ле­ров­ской Гер­ма­нии («гит­ле­рю­генд») и в Со­вет­ской Рос­сии, в ра­бо­те дет­ских ко­ло­ний и ком­мун.
Пла­тон в «По­ли­ти­ке» опи­сы­вал те­лес­ную бли­зость и де­то­рож­де­ние как обоб­ществ­лен­ные, пе­ре­шед­шие в ве­де­ние го­су­дар­ства: «Все же­ны му­жей долж­ны быть об­щи­ми, и от­дель­но пусть ни од­на из них не со­жи­тель­ству­ет. И де­ти то­же долж­ны быть об­щи­ми, и пусть отец не зна­ет, ка­кой ре­бе­нок его, а ре­бе­нок — кто его отец». Жен­щи­на, по мне­нию фи­ло­со­фа, долж­на ак­тив­но тру­дить­ся для об­ще­ства, и де­тей ей сле­ду­ет пе­ре­дать со­ци­аль­но­му по­пе­че­нию.

Ан­тич­ность ве­ри­ла, что, по­лу­чив зна­ние, лю­ди доб­ро­воль­но из­бе­рут бла­го. По суж­де­нию Со­кра­та, до­ста­точ­но от­крыть пе­ред людь­ми кра­со­ту и поль­зу доб­ро­де­те­ли, и они не осме­лят­ся дей­ство­вать про­тив нее. Но взлет фи­ло­со­фии, ис­кусств и на­ук не де­лал че­ло­ве­ка бо­лее со­вер­шен­ным. Гре­ция и Рим па­ли жерт­ва­ми скеп­ти­циз­ма, кри­зи­са нрав­ствен­но­сти. Про­све­щен­ность — со­всем не един­ствен­ное из то­го, что тре­бу­ет­ся че­ло­ве­ку. На­ря­ду с об­ре­те­ни­ем зна­ний и эс­те­ти­че­ским раз­ви­ти­ем, вос­пи­тан­ни­ку не­об­хо­ди­мо пред­став­лять жиз­нен­ные це­ли и уметь обуз­ды­вать по­ро­ки.
В сфе­ру об­ще­ствен­но­го об­ра­зо­ва­ния вторг­лись че­сто­лю­бие, жаж­да сла­вы и де­нег, азарт борь­бы с кон­ку­рен­та­ми. На­став­ни­ки ста­ли со­рев­но­вать­ся, ко­му удаст­ся со­брать наи­боль­ший круг по­сле­до­ва­те­лей. Стрем­ле­ние к ис­ти­не ока­за­лось под­ме­не­но лич­ны­ми ин­те­ре­са­ми и мне­ни­я­ми. Со­фи­сты от­кры­то, на спор хва­ли­лись, что мо­гут до­ка­зать право­ту как од­но­го, так и дру­го­го из про­ти­во­по­лож­ных те­зи­сов. Не бы­ли ли­ше­ны шко­лы в Ри­ме и Гре­ции и про­чих стра­стей: ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние име­ла пе­де­ра­стия, и это по­чти не скры­ва­лось. Ге­ро­страт, под­жи­га­ю­щий храм в Эфе­се, од­но из се­ми чу­дес све­та, — та­ко­во на­ри­ца­тель­ное изоб­ра­же­ние ту­пи­ка ан­тич­ной куль­ту­ры.
Об­ще­ствен­ное вос­пи­та­ние не в си­лах за­ме­нить се­мьи. «Се­мья ре­ши­тель­но не­за­ме­ни­ма, — пи­шет один из вы­да­ю­щих­ся уче­ных, тео­ре­тик вос­пи­та­ния про­то­пре­сви­тер Ва­си­лий Зень­ков­ский. — Ни­что не мо­жет за­ме­нить той един­ствен­но­сти и не­по­вто­ри­мо­сти вза­им­ной люб­ви, ко­то­рая мо­жет иметь ме­сто лишь в се­мье. Об­щая жизнь, об­щие за­бо­ты и за­труд­не­ния — и все это на про­тя­же­нии мно­гих лет; жи­вое един­ство се­мьи с ее род­ствен­ны­ми свя­зя­ми, под­дер­жи­ва­ю­щи­ми, как бы об­ви­ва­ю­щи­ми каж­дую се­мью; свои се­мей­ные тра­ди­ции, свои вос­по­ми­на­ния. Са­мая дур­ная се­мья, остав­ля­ю­щая мно­го ран в ду­ше ре­бен­ка, во мно­гих от­но­ше­ни­ях не­со­из­ме­ри­мо луч­ше са­мой пре­крас­ной, но не се­мей­ной вос­пи­та­тель­ной сре­ды. Се­мья ре­ши­тель­но не­за­ме­ни­ма!»

«Дет­ское» хри­сти­ан­ство

На за­ка­те ан­тич­но­сти Цер­ковь бе­рет на се­бя роль за­щит­ни­цы луч­ше­го, что бы­ло в клас­си­че­ском на­сле­дии. Хри­сти­ан­ство не от­вер­га­ет опы­та об­ще­ствен­но­го вос­пи­та­ния. Хри­сти­ан­ские юно­ши учат­ся у ри­то­ров, чи­та­ют фи­ло­соф­ские со­чи­не­ния. Куль­ту­ра, се­мей­ный уклад и обы­чаи на­ро­дов так­же оста­ют­ся преж­ни­ми. Но но­во­за­вет­ная за­квас­ка уже поды­ма­ет «но­вое те­сто». Ме­ня­ет­ся пред­став­ле­ние о бра­ке, взгляд на по­ло­же­ние жен­щи­ны, смяг­ча­ют­ся же­сто­ко­сти ра­бо­вла­де­ния, под за­прет ста­вят­ся де­то­убий­ство и про­да­жа де­тей. Во всём этом — как бы ду­но­ве­ние све­же­го вет­ра, на­пол­ня­ю­ще­го па­ру­са. И сам взгляд на дет­ство ста­но­вит­ся иным.
Древ­ность не зна­ла идеи цен­но­сти дет­ско­го воз­рас­та. Че­ло­ве­ком в пол­ном зна­че­нии счи­тал­ся взрос­лый. Де­ти оста­ва­лись «за скоб­ка­ми» об­ще­ствен­ной ариф­ме­ти­ки; им толь­ко пред­сто­я­ло вой­ти в жизнь. Дет­ское — не­се­рьез­но, сти­хий­но, на­ив­но, опас­но и не­рас­чет­ли­во. Ре­бе­нок с его ма­лым прак­ти­че­ским опы­том, не­раз­ви­той во­лей и ин­тел­лек­том не мог да­же ста­вить­ся в срав­не­ние с взрос­лым.

Хри­стос вы­во­дит на се­ре­ди­ну кру­га ди­тя и, ука­зы­вая на не­го, го­во­рит: ес­ли не об­ра­ти­тесь и не бу­де­те как де­ти, не вой­де­те в Цар­ство Не­бес­ное, — и это один из еван­гель­ских па­ра­док­сов, ко­то­рые не мо­гут вме­стить слу­ша­ю­щие. Г. К. Че­стер­тон пи­шет: «Ес­ли мы хо­тим по­ка­зать, как свое­обыч­но Еван­ге­лие, труд­но най­ти луч­ший при­мер. По­чти две ты­ся­чи лет, как мы ощу­ща­ем ми­сти­че­ское оча­ро­ва­ние дет­ства. Но ста­рый мир не по­нял бы нас, ес­ли бы мы ска­за­ли, что ре­бе­нок луч­ше и свя­щен­нее взрос­ло­го».
От­сю­да бе­рет на­ча­ло хри­сти­ан­ское по­ни­ма­ние пе­да­го­ги­ки. Дет­ство те­перь на­зы­ва­ют учи­те­лем сми­ре­ния, об­раз­цом не­вин­но­сти, при­ме­ром без­мя­теж­но­сти (об этом го­во­рил, на­при­мер, св. Лев Ве­ли­кий). От­но­ше­ния че­ло­ве­ка и Бо­га осмыс­ли­ва­ют­ся как вос­пи­та­тель­ные. Пе­ру Кли­мен­та Алек­сан­дрий­ско­го, древ­не­го цер­ков­но­го пи­са­те­ля и фи­ло­со­фа, при­над­ле­жит трак­тат «Пе­да­гог», где Хри­стос пред­став­ля­ет­ся в ви­де Де­то­во­ди­те­ля, по­во­ды­ря и пе­сту­на че­ло­ве­ка. Этим под­чер­ки­ва­ет­ся сми­ре­ние и за­бо­та Спа­си­те­ля.
В хри­сти­ан­ской ико­но­гра­фии ду­ша че­ло­ве­ка изоб­ра­жа­ет­ся в ви­де ре­бен­ка, ча­ще спе­ле­ну­то­го. Свя­щен­ным сим­во­лом для хри­сти­ан стал об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри с Мла­ден­цем Хри­стом на ру­ках. Ни­че­го по­доб­но­го не зна­ла тра­ди­ция древ­но­сти. Де­ти в ней изоб­ра­жа­лись все­гда как умень­шен­ные ко­пии взрос­лых или как за­бав­ные ка­ра­пу­зы-эро­ты.
Ис­ти­ну, по сло­вам апо­сто­ла Пав­ла, Бог от­кры­ва­ет мла­ден­цам и ута­и­ва­ет от муд­рых. Са­мо ис­по­ве­да­ние хри­сти­а­на­ми ве­ры пред­став­ля­ет­ся в чем-то дет­ским — до­вер­чи­вым и про­стым. Хри­сти­а­нин мыс­лит се­бя как ди­тя Бо­жие; Цер­ковь со­би­ра­ет че­ло­ве­че­ство под еди­ное ру­ко­вод­ство и на­уче­ние.
Вни­ма­ние к дет­ству в ито­ге при­во­дит к на­коп­ле­нию опы­та хри­сти­ан­ско­го вос­пи­та­ния. Ва­си­лий Ве­ли­кий упо­ми­на­ет об упраж­не­ни­ях и пра­ви­лах сна и бодр­ство­ва­ния, вре­ме­ни, ме­ры и ка­че­ства пи­щи, при­лич­ных воз­рас­ту. Зла­то­уст при­зы­ва­ет смот­реть на раз­ли­чия в каж­дом из де­тей и счи­тать­ся с их склон­но­стя­ми. Пе­да­го­ги­ка по­став­ля­ет­ся им на вы­со­ту ду­хов­но­го де­ла­ния, «вы­со­чай­ше­го из ис­кусств ми­ра».
От­вет­ствен­ность за вос­пи­та­ние воз­вра­ща­ет­ся в се­мью. Ран­ние хри­сти­а­не чрез­вы­чай­но се­рьез­но от­но­си­лись к ду­хов­но­му вы­бо­ру де­тей. Ис­по­вед­ни­че­ский ха­рак­тер вре­ме­ни, лич­ная ве­ра, ис­пы­ты­ва­е­мая в го­не­ни­ях, на­кла­ды­ва­ют свой от­пе­ча­ток и на пе­да­го­ги­че­ские воз­зре­ния хри­сти­ан­ско­го пе­ри­о­да. На ча­шах ве­сов здесь — не успех и об­ще­ствен­ные при­ли­чия, но спа­се­ние и ги­бель ду­ши. Ко­гда юно­шей Ав­гу­стин ото­шел от Церк­ви, его мать Мо­ни­ка так мно­го мо­ли­лась и пла­ка­ла, что свя­той епи­скоп Ам­вро­сий пред­рек ско­рое воз­вра­ще­ние блуд­но­го сы­на: «Не мо­жет быть, что­бы со­всем по­гиб­ло ча­до та­ких жар­ких слез».
В пер­вые ве­ка хри­сти­ан­ства се­мья ока­зы­ва­ет­ся раз­де­ле­на. Как иудей­ская, так и язы­че­ская тра­ди­ции ви­дят угро­зу в но­вой ве­ре и со­про­тив­ля­ют­ся ей. Яры­ми го­ни­те­ля­ми ча­сто вы­сту­па­ют от­цы се­мейств. Для жи­тий это ти­пич­ный сю­жет: один из се­мьи ис­по­ве­ду­ет се­бя хри­сти­а­ни­ном и пре­тер­пе­ва­ет на­пад­ки. Ча­ще это дочь (му­че­ни­цы Вар­ва­ра, Хри­сти­на, Ири­на, Су­сан­на, Пе­ла­гия, Иули­а­ния и др.), ко­то­рая идет про­тив во­ли от­ца. Из­вест­ны при­ме­ры ино­го про­ти­во­сто­я­ния: же­на про­тив му­жа, мать с детьми про­тив от­ца или са­нов­но­го род­ствен­ни­ка, све­кровь про­тив не­вест­ки.
Но уже рож­да­ет­ся но­вое по­ни­ма­ние род­ства, к Церк­ви при­со­еди­ня­ют­ся до­ма­ми; в се­мей­ном кру­гу про­во­дят хри­сти­ан­скую жизнь и так же об­ще­се­мей­но ис­по­ве­ду­ют свою ве­ру. Так, мать св. Гри­го­рия Бо­го­сло­ва Нон­на об­ра­ти­ла му­жа, быв­ше­го языч­ни­ком. Об Ан­фу­се, ма­те­ри св. Иоан­на Зла­то­уста, языч­ник Ли­ва­ний го­во­рил: «Ах, ка­кие у хри­сти­ан есть жен­щи­ны!»
Теп­лый, дру­же­ствен­ный об­раз се­мьи, вни­ма­ние к дет­ству, стрем­ле­ние к са­мо­со­вер­шен­ство­ва­нию, к вза­и­мо­про­ник­но­ве­нию душ и внут­рен­ней прав­де вза­и­мо­от­но­ше­ний — всё то, к че­му мы при­вык­ли и це­ним сей­час, — яв­ля­ют­ся при­об­ре­те­ни­я­ми хри­сти­ан­ской эпо­хи. Нет ме­ста от­ста­и­ва­нию соб­ствен­ных ин­те­ре­сов. Ду­ши ощу­ща­ют се­бя по­кой­но, ко­гда со­хра­ня­ют един­ство. В са­мом де­ле, в ты­ся­чу раз про­ще устра­нить по­во­ды для раз­молв­ки, не­же­ли пе­ре­жи­вать раз­де­ле­ние по вздор­ным и ме­лоч­ным по­во­дам. Зла­то­уст на­зы­ва­ет со­при­кос­но­ве­ние лю­бя­щих душ са­мым пло­до­твор­ным пе­да­го­ги­че­ским сред­ством: «Ни­что не бы­ва­ет столь по­учи­тель­но, как сие: лю­бить и быть лю­би­мым».

На по­ру­ках у те­ле-нянь­ки

Вза­и­мо­про­ник­но­ве­ние душ, увы, ста­но­вит­ся ред­ко­стью в на­ше вре­мя. Лю­бовь усколь­за­ет из по­ля пе­да­го­ги­че­ских дис­кус­сий. Ав­то­но­мия взрос­лых и де­тей рас­смат­ри­ва­ет­ся как нор­ма, и вме­сто са­мо­от­да­чи, уча­стия об­суж­дать пред­по­чи­та­ют пра­ва и сво­бо­ды. Устрой­ство об­ще­ства чрез­вы­чай­но услож­ни­лось, так что ро­ди­те­ли и де­ти прак­ти­че­ски ли­ше­ны то­чек со­при­кос­но­ве­ния. Од­ни по­гло­ще­ны ра­бо­той, вто­рые с ран­не­го воз­рас­та пе­ре­да­ны на по­пе­че­ние дет­ских учре­жде­ний. По су­ще­ству, на­ша жизнь разо­мкну­та, мы жи­вем как бы в па­рал­лель­ных от­дель­ных ми­рах — взрос­лом и дет­ском.
«Мил­ли­о­ны на­ших ма­лы­шей от­да­ны на вос­пи­та­ние дет­ским са­дам и те­ле­ви­де­нию, — пи­шет док­тор Эн­то­ни Эванс, ав­тор кни­ги „Как управ­лять се­мьей в этом не­управ­ля­е­мом ми­ре“. — У та­ких де­тей впе­чат­ле­ния от жиз­ни не свя­за­ны с ро­ди­те­ля­ми. Мно­гие из них ста­но­вят­ся ча­стью но­во­го яв­ле­ния: „де­ти с клю­чом на ве­ре­воч­ке“. Они при­хо­дят из шко­лы в пу­стую квар­ти­ру и весь день предо­став­ле­ны са­ми се­бе. Они вклю­ча­ют те­ле­ви­зор и за­би­ва­ют се­бе го­ло­ву всем, чем толь­ко ни по­же­ла­ют им за­бить ее про­дю­се­ры».
По ста­ти­сти­ке, ко­то­рую при­во­дит ав­тор, сред­ний аме­ри­ка­нец тра­тит ме­нее 30 се­кунд в день на осмыс­лен­ную бе­се­ду с детьми. Все­го за год на­бе­га­ет око­ло трех ча­сов. Для срав­не­ния, сред­ний тре­тье­класс­ник в США про­во­дит в год 900 ча­сов в клас­се и 1170 ча­сов у те­ле­ви­зо­ра и ком­пью­те­ра. «На­ши де­ти — не про­сто по­те­рян­ное по­ко­ле­ние, они рож­де­ны от по­те­рян­но­го по­ко­ле­ния», — кон­ста­ти­ру­ет док­тор Эванс.

Зна­чи­мый взрос­лый

Дли­тель­ное вре­мя пе­да­го­ги­ка раз­ви­ва­лась в рус­ле со­зда­ния спе­ци­аль­ных ме­то­дик, при­е­мов ра­бо­ты с дет­ски­ми кол­лек­ти­ва­ми, изу­че­ния лич­ност­ных осо­бен­но­стей ре­бен­ка и со­вер­шен­ство­ва­ния шко­лы как ор­га­ни­за­ци­он­ной струк­ту­ры. Ны­не в ра­бо­тах уче­ные всё ча­ще об­ра­ща­ют вни­ма­ние на по­ня­тие «дет­ско-взрос­лой общ­но­сти» (children-adults community). Пе­да­го­ги и пси­хо­ло­ги при­хо­дят к за­клю­че­нию, что ре­бе­нок по­зна­ет мир не ис­клю­чи­тель­но са­мо­сто­я­тель­но и пря­мо. По­зна­ние со­вер­ша­ет­ся в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни опо­сре­до­ван­но — че­рез «зна­чи­мо­го взрос­ло­го», в си­лу при­сут­ству­ю­ще­го меж­ду ни­ми ме­ха­низ­ма эмо­ци­о­наль­ной и цен­ност­но-смыс­ло­вой пе­ре­да­чи.
Зна­чи­мый взрос­лый — род­ной или близ­кий че­ло­век, ока­зы­ва­ю­щий опре­де­ля­ю­щее вли­я­ние на раз­ви­тие и об­раз жиз­ни ре­бен­ка: ро­ди­тель, опе­кун, учи­тель, на­став­ник. Вли­я­ние его мож­но срав­нить с эф­фек­том со­об­ща­ю­щих­ся со­су­дов: из од­но­го ре­зер­ву­а­ра, взрос­ло­го, со­дер­жи­мое есте­ствен­ным об­ра­зом пе­ре­ли­ва­ет­ся в дет­ский. По­ток ин­фор­ма­ции от окру­жа­ю­ще­го ми­ра очень ве­лик, ра­зум и чув­ства ре­бен­ка эле­мен­тар­но не справ­ля­лись бы с «пе­ре­ва­ри­ва­ни­ем» та­ко­го объ­е­ма впе­чат­ле­ний, ес­ли бы не стар­ший в ро­ли свое­об­раз­но­го ин­тер­фей­са или ре­транс­ля­то­ра, на «вол­ну» ко­то­ро­го на­стро­ен вос­пи­тан­ник.
В дет­ские го­ды каж­дый нуж­да­ет­ся в близ­кой ду­ше ря­дом; в ком-то, кто по­ве­дет за со­бой. Ко­гда по ка­ким-то при­чи­нам зна­чи­мо­го взрос­ло­го нет, раз­ви­тие на­тал­ки­ва­ет­ся на пре­пят­ствие. При этом ди­а­гно­сти­ру­ют на­ру­ше­ние дет­ско-взрос­лой общ­но­сти, чре­ва­тое от­кло­не­ни­я­ми. Эпи­де­мия дет­ских нерв­но-пси­хи­че­ских рас­стройств, от ги­пе­р­ак­тив­но­сти и за­дер­жек раз­ви­тия до нев­ро­зов и аутиз­ма, тер­за­ет со­вре­мен­ное об­ще­ство. Она, глав­ным об­ра­зом, ста­но­вит­ся след­стви­ем имен­но оди­но­че­ства дет­ской ду­ши, ее остав­лен­но­сти с са­мо­го ран­не­го воз­рас­та.
Пер­вым и са­мым глу­бо­ким ти­пом свя­зи, не­со­мнен­но, яв­ля­ет­ся связь меж­ду чле­на­ми се­мьи. Дет­ский врач и пе­да­гог Бен­джа­мин Спок, эн­ту­зи­аст се­мей­но­го вос­пи­та­ния, пи­шет: «Имен­но от то­го, как мы при­ка­са­ем­ся к де­тям, как за­став­ля­ем учить уро­ки и укла­ды­ва­ем спать, как сме­ем­ся в их при­сут­ствии и рас­ска­зы­ва­ем о се­бе — от все­го это­го за­ви­сит ста­нов­ле­ние дет­ской ду­ши». Дру­гие ти­пы на­став­ни­че­ства до­сти­га­ют по­ло­жи­тель­но­го ре­зуль­та­та в той сте­пе­ни, в ка­кой тя­го­те­ют к се­мей­но­му ти­пу. Это ка­са­ет­ся в том чис­ле школь­ной прак­ти­ки: все наи­бо­лее ин­те­рес­ные опы­ты школь­но­го вос­пи­та­ния и обу­че­ния, как на­при­мер, шко­ла Ушин­ско­го и Ра­чин­ско­го, пе­да­го­ги­ка Ма­ка­рен­ко, Кор­ча­ка и Су­хом­лин­ско­го, бо­лее позд­ние экс­пе­ри­мен­ты Да­вы­до­ва и Эль­ко­ни­на, при не­схо­же­сти кон­крет­ных воз­зре­ний и ме­то­дов, име­ют сход­ную чер­ту: в школь­ном клас­се ими со­зда­ва­лась ат­мо­сфе­ра со­пе­ре­жи­ва­ния и цен­ност­но­го един­ства, ха­рак­те­ри­зу­ю­щая дет­ско-взрос­лую общ­ность, а сам пе­да­гог при­ни­мал на се­бя роль зна­чи­мо­го стар­ше­го, на­по­ми­на­ю­щую ро­ди­тель­скую.
Раз­но­об­раз­ные зна­ния и про­фес­си­о­наль­ные ме­то­ди­ки спо­соб­ству­ют дет­ско­му раз­ви­тию. Шко­ла и дет­ский сад, сек­ции и круж­ки, кур­сы и сту­дии рас­тят вун­дер­кин­дов, ла­у­ре­а­тов и ре­корд­сме­нов. Но ес­ли мы же­ла­ем сво­им де­тям ду­шев­но­го здра­вия и рав­но­ве­сия, а са­мим се­бе — теп­ло­ты и уте­ше­ния в ста­ро­сти, ино­го пу­ти, кро­ме ма­те­рин­ско­го и от­цов­ско­го вос­пи­та­ния, об­ще­ния в до­маш­нем кру­гу утвер­жде­ния креп­ких се­мей­ных цен­но­стей, нет.

Ан­дрей Ро­го­зян­ский

Источник: foma.ru