Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.

Преподобный
Ефрем Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Диакон Павел Сержантов. Старейший молитвослов

Из ве­ка в век псал­мы ве­лег­лас­но вос­пе­ва­ют­ся на цер­ков­ных служ­бах и не­гром­ким ре­чи­та­ти­вом зву­чат по до­мам пра­во­слав­ных хри­сти­ан. Мы мо­лим­ся от­дель­ны­ми псал­ма­ми, лю­би­мым пя­ти­де­ся­тым («По­ми­луй мя, Бо­же») и де­вя­но­стым («Жи­вый в по­мо­щи»). Мы со­вер­ша­ем ше­сто­псал­мие на утре­ни, про­чи­ты­ва­ем сем­на­дца­тую ка­фис­му за­упо­кой­ную («Бла­же­ни не­по­роч­нии в путь»). Мы псал­мо­ди­ру­ем ма­лень­кие ку­соч­ки – бук­валь­но один стих: «Что воз­дам Гос­по­де­ви о всех, яже воз­да­де ми» (Пс. 115:3). На­ше бо­го­слу­же­ние, вся жизнь пра­во­слав­но­го че­ло­ве­ка ис­пещ­ре­ны сти­ха­ми Псал­ти­ри.

Кни­га псал­мов ре­ши­тель­но за­слу­жи­ва­ет имя ста­рей­ше­го мо­лит­во­сло­ва. Ста­рей­ше­го, но не уста­рев­ше­го.

* * *

Как хо­ро­шо, что на всем огром­ном про­стран­стве Вет­хо­го За­ве­та на­шлось осо­бое ме­сто для сбор­ни­ка мо­литв ве­ли­чи­ной в сто пять­де­сят один пса­лом. Нет со­мне­ния, что Псал­тирь – од­но из са­мых по­се­ща­е­мых мест Биб­лии.

Чи­тая псал­мы, мож­но ви­деть их пря­мой ис­то­ри­че­ский смысл, опи­са­ние то­го, что пе­ре­жи­вал Да­вид, Со­ло­мон, дру­гие про­ро­ки и слу­жи­те­ли Бо­жии от­да­лен­ных от нас вре­мен. По­ми­мо опи­са­ния то­гдаш­них со­бы­тий, есть в псал­мах и про­ро­че­ства о гря­ду­щем Хри­сте, за ты­ся­чу лет до Его При­ше­ствия. Это ис­клю­чи­тель­но важ­но, Вет­хий За­вет – пу­те­во­ди­тель ко Хри­сту.

При­ба­вим, в псал­мах рас­сы­па­ны афо­ри­сти­че­ские по­учи­тель­ные из­ре­че­ния, ко­то­рые сбли­жа­ют Псал­тирь, на­при­мер, с кни­гой Притч.

Тем не ме­нее, под­черк­нем: псал­мы по­яви­лись на свет как лич­ная мо­лит­ва. Бы­ли при­ня­ты на­ро­дом Бо­жи­им как вдох­но­вен­ные свы­ше сти­хи, как от­кро­ве­ние от Бо­га. И ко­гда при­шло вре­мя пе­ре­хо­да от Вет­хо­го За­ве­та к Но­во­му За­ве­ту, псал­мы слу­жи­ли лю­дям ду­хов­ной опо­рой в празд­ни­ки и буд­ни, на ра­до­стях и в го­ди­ну же­сто­ких го­не­ний. Вспом­ним, как Хри­стос и Апо­сто­лы вы­хо­ди­ли в Геф­си­ма­нию и вос­пе­ли пса­лом (см. Мк. 14:26). Ка­кой имен­но, не ска­за­но. По­че­му не ска­за­но? Ис­то­ри­ки от­ме­ча­ют, что к то­му вре­ме­ни су­ще­ство­ва­ла устой­чи­вая тра­ди­ция псал­мо­пе­ния на Пас­ху и ука­зы­ва­ют кон­крет­ный пса­лом, ко­то­рый под­ра­зу­ме­вал­ся в Еван­ге­лии (Пс. 118). Бо­лее осто­рож­ные ис­сле­до­ва­те­ли ука­зы­ва­ют не­сколь­ко псал­мов-«пре­тен­ден­тов».

* * *

Псал­тирь слу­жи­ла как сбор­ни­ком мо­литв, так и шко­лой мо­лит­вы. Че­ло­век по­вто­рял свя­тые сти­хи Да­ви­да, и они не­при­мет­но ста­но­ви­лись его лич­ной мо­лит­вой. Они на­прав­ля­ли его ду­шу в страш­ном и все­ля­ю­щем на­деж­ду пред­сто­я­нии пе­ред Со­зда­те­лем. Сле­дуя в мо­лит­ве за Да­ви­дом, он учил­ся ве­ли­ко­му ду­хов­но­му ис­кус­ству мо­лит­вы. Че­ло­век од­но­вре­мен­но мо­лил­ся и учил­ся мо­лит­ве. Сей­час бы мы на­зва­ли по­доб­ное «обу­че­ние мо­лит­ве» ас­ке­зой, ду­хов­ным упраж­не­ни­ем. Это упраж­не­ние под­хо­ди­ло вся­ко­му че­ло­ве­ку то­гда, да и те­перь то­же под­хо­дит. От­че­го так?

От­то­го, что на на­ше сча­стье Псал­тирь вби­ра­ет в се­бя прак­ти­че­ски весь уни­вер­сум жиз­нен­ных си­ту­а­ций.

Сре­ди псал­мов мы на­хо­дим не­ма­ло сла­во­сло­вий Бо­гу. Яр­кий при­мер то­му пса­лом 103. С не­го на­чи­на­ет­ся ве­чер­ня: че­ло­век со­зер­ца­ет окру­жа­ю­щий мир, как все пре­муд­ро устро­е­но, и воз­да­ет хва­лу Твор­цу.

Есть и мно­же­ство псал­мов про­си­тель­ных: об­сту­па­ют че­ло­ве­ка бед­ствия, за од­ной бе­дой идет дру­гая, от­шат­ну­лись от не­го дру­зья и род­ствен­ни­ки, ожив­ля­ют­ся лю­тые не­доб­ро­же­ла­те­ли, зло­рад­ству­ют и гро­зят смер­тью. Он вспо­ми­на­ет свою жизнь, свои гре­хи и ка­ет­ся, при­зы­ва­ет ми­лость Бо­жию и про­сит не­бо не оста­вить его в этом безыс­ход­ном ту­пи­ке на по­ги­бель. Все зна­ко­мые уже спи­са­ли его из чис­ла жи­вых лю­дей, по­ло­жи­ли его «в ро­ве пре­ис­под­нем» (Пс. 87:6), Гос­по­ди, по­мо­ги. От тяж­кой бо­лез­ни ищет че­ло­век у Бо­га под­держ­ки, ду­ша его го­рит, ис­тор­га­ет пла­мен­ный пса­лом, во­пия к За­ступ­ни­ку. И, по­лу­чив уте­ше­ние, об­ра­до­ван­ный че­ло­век не за­бы­ва­ет по­бла­го­да­рить Бо­га. В ли­ко­ва­нии серд­ца при­по­ми­на­ет все, что про­изо­шло с ним, как Гос­подь под­дер­жал его и по­мо­гал Сво­им лю­дям за­дол­го до не­го.

Вет­хий За­вет зна­ко­мит нас с бла­го­дар­ствен­ны­ми псал­ма­ми, ко­то­рые вос­пе­ва­лись хо­ром, при сте­че­нии на­ро­да. Пре­крас­ны­ми гим­на­ми зву­ча­ли хра­мо­вые псал­мы во вре­мя празд­нич­ных бо­го­слу­же­ний в Иеру­са­ли­ме.

Ви­ди­мо, нет та­ко­го слу­чая в жиз­ни, что­бы к не­му не под­хо­дил ка­кой-ни­будь биб­лей­ский пса­лом. Очень уж это все­че­ло­ве­че­ская кни­га.

* * *

Про­сты­ми сло­ва­ми на­пи­са­на Псал­тирь. И все же бы­ва­ет труд­но че­ло­ве­ку вни­ма­тель­но и по­чти­тель­но про­из­не­сти да­же один срав­ни­тель­но не­боль­шой пса­лом. Лю­ди твер­дят: «Вре­ме­ни нет, сил нет, го­ло­ва пло­хо со­об­ра­жа­ет». Что де­лать, ес­ли со­дер­жа­тель­ную и про­дол­жи­тель­ную мо­лит­ву че­ло­век не мо­жет со­вер­шить по ка­ким-то при­чи­нам? По­ми­мо длин­ных мо­литв из­древ­ле в на­ро­де Бо­жьем зву­ча­ли мо­лит­вы крат­кие. Из тех же псал­мов, толь­ко про­из­но­сят­ся не все сти­хи, а ка­кой-то один.

Имен­но со­вер­ше­ние ко­ро­тень­кой мо­лит­вы по Псал­ти­ри лег­ло в ос­но­ву осо­бо­го ду­хов­но­го упраж­не­ния, из­вест­но­го по пра­во­слав­ной ис­их­аст­ской тра­ди­ции. Име­ет­ся вви­ду де­ла­ние Иису­со­вой мо­лит­вы. За­рож­да­лась прак­ти­ка Иису­со­вой мо­лит­вы с упор­но­го, раз за ра­зом, про­из­не­се­ния из­бран­но­го пса­лом­но­го сти­ха. Это все от­но­сит­ся к IV-V вв. хри­сти­ан­ской эры. А что бы­ло рань­ше?

Ко­рот­кие мо­лит­вен­ные воз­ды­ха­ния из Псал­ти­ри мы най­дем на стра­ни­цах Еван­ге­лия. Гос­подь во вре­мя крест­ных стра­да­ний про­из­но­сит: «Бо­же, Бо­же мой... вскую оста­вил мя еси». Это стих из 21 псал­ма. Ис­сле­до­ва­те­ли усмат­ри­ва­ют и дру­гие слу­чаи, не та­кие яв­ные. На­при­мер, при­сут­ствие хо­ро­шо зна­ко­мо­го псал­ма: «Гос­по­ди, Бо­же мой, воз­ве­ли­чил­ся еси зе­ло... из­во­дяй хлеб из зем­ли» (Ягве Эло­ги га­до­ле­та ме­од... ле­го­ци ле­хем мин-га­арец, Пс 103:1, 14). Вот Гос­подь Иисус на­сы­тил со­брав­ший­ся на­род, «взяв пять хле­бов и две ры­бы и воз­зрев на не­бо, бла­го­сло­вил их, пре­ло­мил и дал уче­ни­кам, что­бы раз­дать на­ро­ду» (Лк. 9:16). По­нят­но, что Хри­стос Спа­си­тель бла­го­сло­вил Бо­га, да­ю­ще­го лю­дям про­пи­та­ние. Но как имен­но бла­го­сло­вил? Ве­ро­ят­но, сло­ва­ми, вос­хо­дя­щи­ми к псал­му: Бла­го­сло­вен еси, Гос­по­ди Бо­же наш, из­во­дяй хлеб из зем­ли. В то вре­мя тра­ди­ция ко­рот­кой мо­лит­вы пе­ред вку­ше­ни­ем хле­ба бы­ла уже до­ста­точ­но проч­ной. Как же не мо­лить­ся пе­ред едой? Ес­ли бы не Гос­подь, по во­ле Ко­то­ро­го зем­ля, сол­неч­ное теп­ло и дождь да­ют ко­лос­кам рас­ти, – тщет­ны бы­ли бы тру­ды зем­ле­паш­ца. В хлеб, ле­жа­щий пе­ред на­ми, вло­жен труд че­ло­ве­че­ский, но еще вло­же­но бла­го­сло­ве­ние Бо­жие. И по­след­нее зна­чит ни­как не мень­ше пер­во­го. Ве­ру­ю­щие об этом пом­нят и бла­го­да­рят все­щед­ро­го Бо­га.

Для каж­до­го ве­ру­ю­ще­го че­ло­ве­ка Псал­тирь мо­жет стать об­жи­той ча­стью его мо­лит­во­сло­ва.

Те, для ко­го псал­мы ста­ли шко­лой мо­лит­вы, на­уча­ют­ся от бо­го­вдох­но­вен­ных псал­мов язы­ку мо­лит­вы. Об­ра­тим вни­ма­ние, как ча­сто в Но­вом За­ве­те ци­ти­ру­ет­ся Псал­тирь. И боль­ше то­го, по­рой ци­ти­ро­ван­ный стих из псал­ма – боль­ше, чем обык­но­вен­ная ци­та­та. По­рой вид­но, что Апо­стол не ци­ти­ру­ет псал­мо­пев­ца в под­твер­жде­ние сво­им сло­вам, а про­сто мыс­лит сти­ха­ми из псал­мов, «об­ра­за­ми» из псал­мов. Апо­стол хо­чет нечто со­об­щить нам и го­во­рит – на язы­ке Псал­ти­ри, до та­кой сте­пе­ни он срод­нил­ся с этой ду­хо­нос­ной муд­рой кни­гой.

* * *

Раз­мыш­ляя о язы­ке Псал­ти­ри, не­воз­мож­но обой­ти фи­ло­ло­ги­че­ский мо­мент: как пре­крас­на на­ша цер­ков­но­сла­вян­ская Псал­тирь – ее язык мо­лит­вен­ный, жи­вой и вы­ра­зи­тель­ный, но ар­ха­ич­ный. И на­до по­тру­дить­ся, что­бы луч­ше его по­ни­мать.

В этих тру­дах бу­дут по­лез­ны спе­ци­аль­ные из­да­ния: на стра­ни­це сле­ва по­ме­щен сла­вян­ский пса­лом (пе­ре­ве­ден­ный с гре­че­ско­го), а на стра­ни­це спра­ва, – рус­ский пса­лом (то­же пе­ре­ве­ден­ный с гре­че­ско­го). Что здесь по­лез­но­го? То, что рус­ский текст псал­мов здесь бли­же к сла­вян­ской Псал­ти­ри, чем псал­мы по рус­ско­му Си­но­даль­но­му пе­ре­во­ду Биб­лии. Дву­языч­ные сла­вя­но-рус­ские из­да­ния псал­мов рас­про­стра­не­ны в пе­ре­во­дах П. А. Юн­ге­ро­ва и Би­ру­ко­вых.

Ска­зав о пре­одо­ле­нии язы­ко­во­го ба­рье­ра, нель­зя упу­стить во­прос о тол­ко­ва­нии свя­щен­ной кни­ги. Опять, не­смот­ря на всю про­сто­ту Псал­ти­ри, есть про­бле­мы с ее по­ни­ма­ни­ем, не все из них ре­ша­ют­ся сред­ства­ми пе­ре­во­да, нуж­но зна­ко­мить­ся с тол­ко­ва­ни­я­ми. Хо­ро­шо, что нам до­ступ­ны зна­ме­ни­тые глу­бо­кие тол­ко­ва­ния Псал­ти­ри. Хо­чет­ся упо­мя­нуть и об од­ной ма­ло­из­вест­ной, но за­ме­ча­тель­ной кни­ге – «Ру­ко­вод­ствен­ное по­со­бие к по­ни­ма­нию Псал­ти­ри». Опуб­ли­ко­вал это по­со­бие пра­во­слав­ный биб­ле­ист епи­скоп Ири­ней (Ор­да), все­гда с удо­воль­стви­ем об­ра­ща­юсь к его тру­ду.

* * *

Пра­во­слав­ная Цер­ковь в сво­их еже­днев­ных мо­лит­вах охот­но при­бе­га­ет к древним псал­мам. На­ши ду­хов­ные на­став­ни­ки оста­ви­ли нам не­об­хо­ди­мые разъ­яс­не­ния псал­мов. Это по­мо­га­ет цер­ков­но­му че­ло­ве­ку срод­нить­ся с на­шим ста­рей­шим мо­лит­во­сло­вом, по­мо­га­ет – про­сить и бла­го­да­рить Бо­га на язы­ке Псалтири.