Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Веруй, знай и думай, что Бог с тобою невидимо есть везде. И что ни делаешь и мыслишь – все видит, и что ни говоришь – все слышит. Старайся всегда видеть Его верою перед собою.

Святитель
Тихон Задонский

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

Парад Победы 1945 года

«Троица»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Троице-Сергиева лавра»
Документальный фильм

Тропарь, кондак и величание Святой Троице

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин»
Документальный фильм

Горняя песнь

«Вознесение»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Митрополит Афанасий Лимассольский. О любви и ее опасностях

Лю­бовь – это ве­ли­кая, но и очень опас­ная си­ла, по­то­му что она мо­жет под­нять че­ло­ве­ка к Пре­сто­лу Бо­жию, но мо­жет и уни­что­жить, ес­ли об­ра­щать­ся с ней не­осто­рож­но.

По­это­му свя­тые от­цы и го­во­рят, что лю­бовь ве­ли­чай­шая доб­ро­де­тель, но вы­ше всех доб­ро­де­те­лей сто­ит рас­су­ди­тель­ность, по­то­му что она ру­ко­во­дит лю­бо­вью, на­прав­ляя ее в нуж­ную сто­ро­ну.

По­след­ним и са­мым со­вер­шен­ным пло­дом Ду­ха Свя­то­го, вер­ши­ной всех Его пло­дов, ко­неч­ной це­лью жиз­ни че­ло­ве­ка в Бо­ге яв­ля­ет­ся любовь.

Се­го­дня все го­во­рят о люб­ви. Все за­щи­ща­ют лю­бовь, она сей­час в мо­де – как мир во всем ми­ре. И хо­тя и то, и дру­гое зри­мо от­сут­ству­ет в со­вре­мен­ной жиз­ни, но при этом пре­вра­ще­но в ло­зун­ги. Здесь нет ни­че­го пло­хо­го – уж пусть все бу­дет хо­тя бы так, на сло­вах. Но Лю­бовь в еван­гель­ском по­ни­ма­нии это­го сло­ва, Лю­бовь, ко­то­рую от­кры­ва­ют нам Иисус Хри­стос, апо­сто­лы и Цер­ковь, – это не про­сто че­ло­ве­че­ская эмо­ция.

Ко­гда мы го­во­рим, что лю­бим дру­го­го че­ло­ве­ка, сво­е­го су­пру­га, сво­их дру­зей, уче­ни­ков, или всех лю­дей, – эта лю­бовь яв­ля­ет­ся че­ло­ве­че­ской эмо­ци­ей, ко­то­рая есте­ствен­ным об­ра­зом свой­ствен­на на­шей при­ро­де. Че­ло­век так со­здан.

Ес­ли Бог есть Лю­бовь, как го­во­рит нам апо­стол Иоанн Бо­го­слов (1 Ин. 4:7–8), то че­ло­век, со­здан­ный по об­ра­зу и по­до­бию Бо­жию, по Бла­го­да­ти мо­жет об­ла­дать тем, что Бог име­ет по При­ро­де. Та­ким об­ра­зом, мож­но счи­тать, что че­ло­век есть лю­бовь по бла­го­да­ти.

Бог есть Лю­бовь, но лю­бовь не есть Бог. И здесь – огром­ная раз­ни­ца меж­ду уче­ни­ем Церк­ви и раз­лич­ны­ми фи­ло­соф­ски­ми и идео­ло­ги­че­ски­ми те­че­ни­я­ми. Для нас Бог – это Лич­ность, Ко­то­рая есть Лю­бовь. А лю­бовь не есть Бог, не есть Лич­ность.

Со­вре­мен­ный мир по­сто­ян­но обо­жеств­ля­ет лю­бовь, пре­вра­щая ее в идо­ла. Вот по­че­му мы так ча­сто слы­шим сей­час: «Все, что те­бе нуж­но – это лю­бовь! Лю­би! Будь лю­би­мым! Лю­бовь – пре­вы­ше все­го!» Но при этом мы со­вер­шен­но за­бы­ва­ем о том, что имен­но Бог есть Лю­бовь. Имен­но Бог – на­ша цель, т.е. то, че­го мы долж­ны ис­кать. Най­дя Бо­га, че­ло­век об­ре­та­ет и ис­тин­ную Лю­бовь – че­рез связь с Ним. В Бо­ге – лю­бовь, и ра­дость, и мир, все то, что апо­стол Па­вел на­зы­ва­ет пло­да­ми Ду­ха Свя­то­го (Гал. 5:22-23).

Ко­гда у че­ло­ве­ка есть хо­тя бы не­мно­го люб­ви, не­мно­го ра­до­сти, не­мно­го ми­ра, то в том слу­чае, ес­ли это идет от Бо­га, он чув­ству­ет пол­но­ту сво­е­го бы­тия. Ему не ка­жет­ся, что в его жиз­ни че­го-то не хва­та­ет. И не­смот­ря на то, что нам все­гда хо­чет­ся боль­ше­го, у нас нет ощу­ще­ния не­пол­но­ты. Ко­гда в нас дей­ству­ет за­кон Свя­то­го Ду­ха, Его Бла­го­дать, то мы на­чи­на­ем чув­ство­вать в се­бе все Его пло­ды, и преж­де все­го – лю­бовь.

Но и к это­му так­же сле­ду­ет от­но­сить­ся бла­го­ра­зум­но, не за­бы­вая о том, что глав­ной це­лью на­шей жиз­ни яв­ля­ет­ся Бог, и ни­что дру­гое. То есть цель – не ра­дость, не мир, не лю­бовь, не дол­го­тер­пе­ние, бла­гость, воз­дер­жа­ние и про­чие пло­ды Ду­ха, а Сам Бог. Все пе­ре­чис­лен­ное – это ре­зуль­та­ты на­шей свя­зи с Бо­гом, ко­то­рые в то же са­мое вре­мя яв­ля­ют­ся и пред­по­сыл­ка­ми для этой свя­зи. То есть для до­сти­же­ния Бо­га нам не­об­хо­ди­мо со­вер­шен­ство­вать­ся в люб­ви, воз­дер­жа­нии, дол­го­тер­пе­нии. Но ко­гда мы по­сти­га­ем Бо­га, то все это по­яв­ля­ет­ся есте­ствен­ным об­ра­зом как след­ствие то­го по­дви­га, ко­то­рый мы со­вер­ша­ли в борь­бе с гре­хом.

То есть мы мо­жем нерв­ни­чать, сер­дить­ся, но при этом мы не долж­ны поз­во­лять гре­ху – не­на­ви­сти или ма­ло­ду­шию — по­ра­бо­тить нас. И мы бо­рем­ся с гре­хом, ста­ра­ясь не де­лать и не го­во­рить то­го, че­го не хо­тим и что про­тив­но на­шей при­ро­де. Эта борь­ба по­мо­га­ет нам при­бли­зить­ся к Бо­гу. Она – сред­ство, ин­стру­мент, сту­пень­ка на пу­ти к Не­му. Но ко­гда че­ло­век встре­ча­ет­ся с Бо­гом, то все то, за что рань­ше ему при­хо­ди­лось бо­роть­ся, ста­но­вит­ся для не­го есте­ствен­ным. Че­ло­век пе­ре­ста­ет нерв­ни­чать, раз­дра­жать­ся, злить­ся. Все это ухо­дит – од­но за дру­гим. Ду­шев­ные ре­сур­сы на­чи­на­ют ак­ти­ви­зи­ро­вать­ся есте­ствен­ным об­ра­зом, и че­ло­век, кон­тро­ли­руя этот про­цесс, пре­успе­ва­ет в ду­хов­ной борь­бе.

Возь­мем, к при­ме­ру, гнев. Это чув­ство очень важ­но для че­ло­ве­ка, по­то­му что оно силь­ное, оно по­ка­зы­ва­ет си­лу ду­ши. По­это­му иметь в се­бе гнев нуж­но, но это чув­ство долж­но быть бес­страст­ным. Нель­зя на­прав­лять гнев на ближ­не­го – ведь в та­ком слу­чае бу­дет раз­ру­ше­на лю­бовь. Гнев дол­жен быть на­прав­лен про­тив соб­ствен­ных гре­хов, что­бы у нас по­яви­лась воз­мож­ность утвер­дить­ся в чи­сто­те, ис­ти­не, ве­ре, свя­зи с Бо­гом.

Гне­ва­ясь, нель­зя за­бы­вать­ся. Нуж­но на­прав­лять гнев в сто­ро­ну гре­ха, стра­стей, а не в сто­ро­ну сво­их ближ­них.

И ду­хов­ный че­ло­век – это не че­ло­век без чувств, ко­то­рый ни­ко­гда не гне­ва­ет­ся, ко­то­рый ни хо­ло­ден, ни го­ряч. Это тот, чьи все ду­шев­ные си­лы – в том чис­ле и гнев – ак­тив­ны, но он ак­ти­ви­зи­ру­ет их бес­страст­ным спо­со­бом.

А лю­бовь, мож­но ска­зать, – са­мая ве­ли­кая, са­мая мощ­ная си­ла че­ло­ве­че­ской ду­ши. По­это­му с ней так­же нуж­но об­ра­щать­ся осто­рож­но, ак­ти­ви­зи­руя эту си­лу пра­виль­ным, бес­страст­ным спо­со­бом и тем са­мым освя­щая ее.

Ес­ли же об­ра­щать­ся с этим чув­ством при по­мо­щи стра­стей, то по­яв­ля­ет­ся опас­ность пре­вра­ще­ния объ­ек­та люб­ви в идо­ла. В та­ком слу­чае че­ло­век все­це­ло от­да­ет­ся то­му, что (или ко­го) он лю­бит, по­то­му что имен­но та­кая от­да­ча – при­знак люб­ви. И объ­ект люб­ви ста­но­вит­ся тво­им идо­лом. Это мо­жет быть су­пруг, де­ти, или ка­кая-то идео­ло­гия, уче­ние, ум­ствен­ный труд, об­ще­ствен­ное по­ло­же­ние, на­у­ка, муд­рость, бо­гат­ство, мо­ло­дость… Все это – бу­дучи весь­ма от­но­си­тель­ным са­мо по се­бе – мо­жет лег­ко пре­вра­тить­ся в идо­ла.

Ес­ли мы лю­бим ко­го-то со стра­стью, то ра­но или позд­но в от­но­ше­ни­ях по­яв­ля­ют­ся про­бле­мы. При­чи­на – в том, что мы еще не успе­ли очи­стить­ся от сво­их стра­стей, и при за­рож­де­нии люб­ви в нас сра­зу на­чи­на­ет го­во­рить плот­ское во­жде­ле­ние. По­сле это­го, ес­ли наш ра­зум не нач­нет кон­тро­ли­ро­вать те­ло, мы по­чти на­вер­ня­ка по­гру­зим­ся в пу­чи­ну стра­стей, и нам по­на­до­бит­ся мно­го уси­лий для то­го, что­бы по­бе­дить грех и вновь стать сво­бод­ны­ми, бес­страст­ны­ми по от­но­ше­нию к объ­ек­ту (или объ­ек­там) сво­ей люб­ви.

Лю­бовь – это ве­ли­кая, но и очень опас­ная си­ла, по­то­му что она мо­жет под­нять че­ло­ве­ка к Пре­сто­лу Бо­жию, но мо­жет и уни­что­жить, ес­ли об­ра­щать­ся с ней не­осто­рож­но. По­это­му свя­тые от­цы и го­во­рят, что лю­бовь –ве­ли­чай­шая доб­ро­де­тель, но вы­ше всех доб­ро­де­те­лей сто­ит рас­су­ди­тель­ность, по­то­му что она ру­ко­во­дит лю­бо­вью, на­прав­ляя ее в нуж­ную сто­ро­ну. От­сут­ствие рас­су­ди­тель­но­сти мо­жет при­ве­сти к огром­ным про­бле­мам, ко­то­рые по­на­ча­лу не ка­жут­ся опас­ны­ми, по­сколь­ку со­про­вож­да­ют­ся бла­ги­ми на­ме­ре­ни­я­ми, но за­тем не­имо­вер­но услож­ня­ют жизнь.

При­ве­ду при­мер.

Ру­ко­вод­ству­ясь лю­бо­вью, мы спе­шим на по­мощь дру­го­му че­ло­ве­ку, у ко­то­ро­го есть ка­кая-то про­бле­ма (лич­но­го, про­фес­си­о­наль­но­го, се­мей­но­го и т.п. ха­рак­те­ра). Но при от­сут­ствии рас­су­ди­тель­но­сти мы за­бы­ва­ем, во-пер­вых, о том, что, не бу­дучи бес­страст­ны­ми, лег­ко мо­жем по­те­рять кон­троль над со­бой и до­пу­стить ошиб­ку в ре­ше­нии про­бле­мы, а во-вто­рых, о том, что и дру­гой че­ло­век так­же не бес­стра­стен. Здесь мож­но воз­ра­зить: «Ну и что? Со мной все в по­ряд­ке, я ни­че­го та­ко­го не чув­ствую». Да, ты не чув­ству­ешь, но дру­гой че­ло­век? Что ты зна­ешь о его чув­ствах? Раз­ве ты мо­жешь ви­деть его внут­рен­ний мир, его же­ла­ния и воз­мож­но­сти? Ду­мая, что лю­бишь его, ты стре­мишь­ся вы­слу­шать, по­мочь ему в его труд­но­стях, раз­де­лить с ним его крест, но за­тем все ме­ня­ет­ся, и ме­ня­ет­ся лю­бовь.

При­ме­ром та­кой без­рас­суд­ной люб­ви ча­сто ста­но­вит­ся сле­пая (и тем са­мым раз­ру­ша­ю­щая) лю­бовь ро­ди­те­лей к сво­им де­тям. Та­кая лю­бовь не да­ет ро­ди­те­лю воз­мож­но­сти быть рас­су­ди­тель­ным по от­но­ше­нию к ре­бен­ку и тем са­мым ста­вить пе­ред ним ка­кие-то огра­ни­че­ния. Ведь со­зда­ние огра­ни­че­ний при вос­пи­та­нии про­хо­дит бо­лез­нен­но и для ро­ди­те­лей, и для де­тей.

Обыч­но ре­бен­ку не нра­вит­ся, ко­гда его в чем-то огра­ни­чи­ва­ют. Он ма­лень­кий, ему хо­чет­ся иг­рать, бе­гать, он не хо­чет учить­ся, де­лать то или дру­гое. И ко­гда его ли­ша­ют че­го-то, он про­те­сту­ет, он пла­чет. Огра­ни­че­ния бо­лез­нен­ны для ре­бен­ка, по­ка он ма­лень­кий и мно­го­го не по­ни­ма­ет. В свою оче­редь, ро­ди­те­лям так­же тя­же­ло ви­деть, как их ди­тя пла­чет, и по­это­му они из люб­ви к ре­бен­ку са­ми устра­ня­ют по­став­лен­ные огра­ни­че­ния: «Ну хо­ро­шо, не плачь, мы ку­пим те­бе то, что ты хо­чешь! Толь­ко не плачь!»

И ка­кой ре­зуль­тат?

Ре­бе­нок на­чи­на­ет по­ни­мать, что сто­ит ему за­пла­кать, как ма­ма сра­зу же усту­па­ет и поз­во­ля­ет ему де­лать все, что за­хо­чет­ся. То есть да­же ес­ли пе­ред ре­бен­ком вна­ча­ле уста­нав­ли­ва­ет­ся за­прет, то ко­гда он на­чи­на­ет пла­кать, этот за­прет тут же сни­ма­ет­ся.

И все это – от боль­шой ро­ди­тель­ской люб­ви. Ведь имен­но лю­бовь за­став­ля­ет нас усту­пать сно­ва и сно­ва. Мы го­то­вы уме­реть за то­го, ко­го лю­бим. Де­лая по­сто­ян­но то, что при­ят­но дру­го­му, мы го­то­вы пре­вра­тить­ся в тряп­ку, ко­то­рую мож­но топ­тать: «Че­го ты хо­чешь? Ска­жи – и я сде­лаю! Я дам те­бе все, что за­хо­чешь!»

Люб­ви в прин­ци­пе свой­ствен­но та­кое же­ла­ние — все­це­ло от­дать­ся дру­го­му че­ло­ве­ку, а за­тем бес­ко­неч­но про­дол­жать да­вать ему все, что он за­хо­чет. Ведь по­сле то­го, как мы от­да­ем се­бя ко­му-то це­ли­ком, как мож­но не дать это­му че­ло­ве­ку все­го осталь­но­го – на­при­мер, де­нег и т.д., – по­ка су­ще­ству­ет лю­бовь?

Да, та­кое же­ла­ние дей­стви­тель­но по­яв­ля­ет­ся от люб­ви. Но имен­но рас­су­ди­тель­ность спо­соб­на рас­ста­вить здесь все по сво­им ме­стам и уста­но­вить нуж­ные гра­ни­цы, бла­го­да­ря ко­то­рым огонь люб­ви не опа­лит ни те­бя, ни лю­би­мо­го че­ло­ве­ка, и вы не упо­до­би­тесь элек­тро­при­бо­рам, вы­хо­дя­щим из строя при пер­вой же гро­зе. Ведь ес­ли да­вать лю­би­мо­му че­ло­ве­ку боль­ше, чем он мо­жет вы­не­сти, впо­след­ствии это при­не­сет ему вред, раз­ру­шит его. Че­ло­век не вы­дер­жит это­го гру­за – он сло­ма­ет­ся, по­доб­но элек­тро­при­бо­ру, и боль­ше не смо­жет функ­ци­о­ни­ро­вать.

Вот по­че­му лю­бовь – это опас­ное дви­же­ние че­ло­ве­че­ско­го серд­ца, ка­ким бы пре­крас­ным и со­вер­шен­ным оно ни бы­ло. А ведь она дей­стви­тель­но яв­ля­ет­ся са­мой со­вер­шен­ной, са­мой дра­го­цен­ной со­став­ля­ю­щей на­ше­го бы­тия. Имен­но лю­бовь со­став­ля­ет на­ше «я», по­сколь­ку мы со­зда­ны по об­ра­зу и по­до­бию Бо­жию, а Бог есть лю­бовь. Бог, лю­бя нас, сде­лал для нас все – Он да­же пре­дал Се­бя на смерть, что­бы по­ка­зать, на­сколь­ко ве­ли­ка Его лю­бовь к че­ло­ве­ку. Сле­до­ва­тель­но, и мы долж­ны по­сту­пать так же. И мы го­то­вы при­не­сти се­бя в жерт­ву за тех, ко­го лю­бим.

Од­на мо­ло­дая жен­щи­на, став ма­те­рью, ска­за­ла мне:

– Я впер­вые по­ня­ла, что это зна­чит – быть го­то­вым уме­реть за дру­го­го че­ло­ве­ка, по­то­му что те­перь я мо­гу уме­реть за сво­е­го ре­бен­ка. Да­же за му­жа я, на­вер­ное, не смог­ла бы уме­реть. Я люб­лю его и го­во­рю ему, что люб­лю до смер­ти, но ес­ли и в са­мом де­ле при­дет его смерт­ный час, не знаю, смо­гу ли я уме­реть вме­сто не­го. Мо­жет, да, а мо­жет, и нет. А за ре­бен­ка я смо­гу уме­реть, я го­то­ва к это­му. Во мне по­яви­лось что-то бо­лее силь­ное, чем лю­бовь к жиз­ни.

И это дей­стви­тель­но так. Та­ко­ва при­ро­да ро­ди­тель­ско­го ин­стинк­та – и у ма­те­рей он раз­вит, на­вер­ное, да­же боль­ше, чем у от­цов. По­доб­ное мы ви­дим да­же у жи­вот­ных. Ви­де­ли ли вы ко­гда-ни­будь в де­рев­не ку­ри­цу, толь­ко что вы­вед­шую цып­лят? Ес­ли че­ло­век при­бли­зит­ся к ним, она на­ки­ды­ва­ет­ся на не­го, как ди­кий зверь. Она на­бро­сит­ся и на со­ба­ку, и на кош­ку, ес­ли те по­дой­дут к ее цып­ля­там. Вот что та­кое ро­ди­тель­ский ин­стинкт.

Та­ким об­ра­зом, на­ша при­ро­да, со­еди­нив­шись с лю­бо­вью, по­мо­га­ет нам пре­воз­мочь са­мих се­бя. Но че­ло­ве­ку здесь не­об­хо­ди­ма еще од­на ве­ли­чай­шая доб­ро­де­тель – рас­су­ди­тель­ность, – не для огра­ни­че­ния сво­ей люб­ви, а для ее пра­виль­но­го ис­поль­зо­ва­ния. С лю­бо­вью обя­за­тель­но нуж­но уметь об­ра­щать­ся пра­виль­но, по­то­му что ес­ли че­ло­век «при­ле­пит­ся» к че­му-то преж­де, чем к Бо­гу, у не­го нач­нут­ся про­бле­мы. Ду­хов­ные про­бле­мы. А это опас­но.

В то же са­мое вре­мя, ко­гда че­ло­век на­чи­на­ет жить в ду­хов­ном по­дви­ге и рас­став­ля­ет за­но­во все при­о­ри­те­ты; ко­гда он ста­ра­ет­ся из­ба­вить­ся от всех про­шлых «ток­си­нов», что­бы в его жиз­ни боль­ше не бы­ло ме­ста враж­де, не­на­ви­сти, ро­по­ту; ко­гда он ста­но­вит­ся крот­ким, тер­пе­ли­вым, снис­хо­ди­тель­ным, бла­гост­ным, — то­гда воз­ни­ка­ет опас­ность, что он мо­жет при­ле­пить­ся серд­цем к соб­ствен­но­му «я».

Из­бав­ля­ясь от ду­хов­ных «ток­си­нов», от ржав­чи­ны, ко­то­рую вы­де­ля­ют гре­хи и по­ро­ки, че­ло­век дей­стви­тель­но ста­но­вит­ся пре­крас­ным. Но со­зер­цая свое но­вое «я» — кра­си­вое, гар­мо­нич­ное, на­по­ми­на­ю­щее клас­си­че­скую ита­льян­скую му­зы­ку, в ко­то­рой нет ме­ста ни­ка­ко­му дис­со­нан­су, — мы мо­жем на­столь­ко при­вя­зать­ся к сво­е­му «я», что на­чи­на­ем лю­бо­вать­ся им, по­доб­но то­му как лю­бу­ют­ся ка­ки­ми-то ве­ща­ми или людь­ми.

В этом – раз­ни­ца меж­ду обыч­ной, свет­ской лю­бо­вью и лю­бо­вью к Бо­гу.

И здесь бед­ные хри­сти­а­не ча­сто оши­ба­ют­ся, пу­та­ясь в за­по­ве­дях. Ко­гда я спра­ши­ваю лю­дей о том, ка­кая за­по­ведь са­мая важ­ная, они все­гда от­ве­ча­ют: «Воз­лю­би ближ­не­го сво­е­го». Так от­ве­ча­ет аб­со­лют­ное боль­шин­ство, и в первую оче­редь – де­ти. «Нет, не эта», – го­во­рю я им в от­вет.

А в од­ном ли­цее школь­ник так от­ве­тил на мой во­прос:

– «Пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь!» Вот моя лю­би­мая за­по­ведь. А еще мне нра­вит­ся та, в ко­то­рой го­во­рит­ся, что боль­ным и пу­те­ше­ству­ю­щим мож­но не по­стить­ся. То­же хо­ро­шая за­по­ведь.

Но ведь са­мая пер­вая за­по­ведь – это «Воз­лю­би Гос­по­да Бо­га Тво­е­го». Имен­но за­по­ведь воз­лю­бить Его всем серд­цем дал нам Бог. А лю­бовь к ближ­не­му – уже ре­зуль­тат этой пер­вой за­по­ве­ди. И все осталь­ное – ре­зуль­тат. И та­кую первую за­по­ведь Бог дал нам для то­го, что­бы с ее по­мо­щью по­ка­зать вер­ное «на­прав­ле­ние» на­шей люб­ви, ко­то­рая долж­на быть об­ра­ще­на в первую оче­редь к Не­му.

И все, чем жи­вет че­ло­век, в первую оче­редь долж­но ид­ти от его люб­ви к Бо­гу. Да­же брак, да­же лю­би­мые су­пруг и де­ти – все то, что сей­час воз­во­дит­ся в аб­со­лют и пре­вра­ща­ет­ся в идо­ла. А ведь все это долж­но лишь спо­соб­ство­вать на­шей жи­вой свя­зи с Бо­гом. Не спо­соб­ству­ет – и связь об­ры­ва­ет­ся.

Пе­ре­вод Ели­за­ве­ты Те­рен­тье­вой

Источник: pravmir.ru