Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Веруй, знай и думай, что Бог с тобою невидимо есть везде. И что ни делаешь и мыслишь – все видит, и что ни говоришь – все слышит. Старайся всегда видеть Его верою перед собою.

Святитель
Тихон Задонский

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

Парад Победы 1945 года

«Троица»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Троице-Сергиева лавра»
Документальный фильм

Тропарь, кондак и величание Святой Троице

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин»
Документальный фильм

Горняя песнь

«Вознесение»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Протоиерей Алексий Уминский: Где граница между потреблением и нормальной жизнью?

За по­след­нее вре­мя жи­те­ли го­ро­дов при­вык­ли к бо­лее ком­форт­ной, бо­лее ка­че­ствен­ной жиз­ни, ко­то­рую ста­ло страш­но по­те­рять. Но как быть с тем, что ве­ру­ю­щий че­ло­век дол­жен огра­ни­чи­вать се­бя? Как по­нять, ко­гда нуж­но огра­ни­чи­вать – не ку­пить лю­би­мый де­ли­ка­тес, ко­гда хо­чет­ся? Не по­ехать в от­пуск? На эти и дру­гие во­про­сы от­ве­ча­ет про­то­и­е­рей Алек­сий Умин­ский, на­сто­я­тель хра­ма Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы в Хохлах.

– Че­ло­ве­ку свой­ствен­но по­лу­чать удо­воль­ствие – от еды, бе­се­ды, хо­ро­шей му­зы­ки, ком­фор­та, уюта и так да­лее. Как по­нять, что на­сту­пил пе­ре­из­бы­ток, что нуж­но «за­мед­лить ритм», что­бы не прий­ти ко гре­ху?

– У каж­до­го своя ме­ра, свои воз­мож­но­сти. Че­ло­век ча­сто по­лу­ча­ет по­доб­ные удо­воль­ствия (от еды, пу­те­ше­ствий, ком­фор­та, уюта и так да­лее) или не по­лу­ча­ет их – ис­хо­дя из сво­е­го со­ци­аль­но­го ста­ту­са. В этом нет ка­ко­го-то опре­де­лен­но­го ду­хов­но­го зна­че­ния. Ес­ли че­ло­век мо­жет се­бе поз­во­лить боль­ше, по­сколь­ку его ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние вы­со­ко, он обыч­но поз­во­ля­ет.

Во­прос в том, ка­ким об­ра­зом эти ве­щи мо­гут быть пре­пят­стви­ем ду­хов­ной жиз­ни. По­то­му что сам по се­бе Бо­гом со­тво­рен­ный мир, ко­то­рый со­сто­ял в гар­мо­нии и кра­со­те, в при­но­ше­нии пло­дов, в ра­до­сти, он, в об­щем-то, и был со­тво­рен для че­ло­ве­ка, для то­го, что­бы че­ло­век, в том чис­ле, этим ми­ром на­сла­ждал­ся.

Ску­дость и ас­ке­тизм не яв­ля­ют­ся тож­де­ством. Мы пре­крас­но по­ни­ма­ем, что ску­дость жиз­ни, как и бед­ность, мо­жет со­про­вож­дать­ся уни­зи­тель­ны­ми усло­ви­я­ми че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ство­ва­ния. И са­ма по се­бе не­до­ста­точ­ность че­го-то не яв­ля­ет­ся вос­пи­та­тель­ным ин­стру­мен­том доб­ро­де­те­ли или ас­ке­тиз­ма – очень мно­го лю­дей в ми­ре не­до­еда­ют, жи­вут в ка­та­стро­фи­че­ских усло­ви­ях ан­ти­са­ни­та­рии, я уже не го­во­рю о су­ще­ство­ва­нии в усло­ви­ях вой­ны…

Са­мо по се­бе изоби­лие, хо­ро­шая пи­ща или хо­ро­шее ви­но не мо­гут быть чем-то гре­хов­ным. Да­же ис­хо­дя из то­го, что на бра­ке в Ка­не Га­ли­лей­ской, где при­сут­ство­ва­ли Хри­стос с Пре­свя­той Де­вой Ма­ри­ей, как раз бы­ло силь­ное оску­де­ние ви­на, что ли­ша­ло лю­дей обыч­ной че­ло­ве­че­ской ра­до­сти и пре­вра­ща­ло пре­крас­ный брач­ный пир в скуч­но­ва­тую по­си­дел­ку, ко­гда лю­дям не­че­го ска­зать, не­че­го де­лать, от ко­то­рой не ве­се­ло. По-че­ло­ве­че­ски это по­нят­но.

Не­ко­то­рые стро­гие ас­ке­ты не при­вет­ству­ют, ска­жем, что­бы на свадь­бах лю­ди упи­ва­лись. А вот в Еван­ге­лии яс­но при­сут­ству­ет гла­гол «на­пить­ся», ко­гда рас­по­ря­ди­тель, по­про­бо­вав но­вое ви­но, го­во­рит же­ни­ху: «вся­кий че­ло­век по­да­ет спер­ва хо­ро­шее ви­но, а ко­гда на­пьют­ся, то­гда худ­шее; а ты хо­ро­шее ви­но сбе­рег до­се­ле» (Ин. 2:10).

Хри­стос пре­вра­тил без­вкус­ную во­ду не про­сто в ви­но, а во вкус­ное ви­но вы­со­чай­ше­го ка­че­ства. По­то­му что все, что ни де­ла­ет Бог, Он все­гда де­ла­ет са­мо­го луч­ше­го ка­че­ства.

Во­прос в том, а что сам че­ло­век ста­вит на глав­ное, пер­вое ме­сто? Ес­ли для не­го важ­нее все­го внеш­нее ка­че­ство жиз­ни, ком­форт, удо­воль­ствия, ве­се­лье, вкус пи­щи, кра­си­вая одеж­да, мяг­кая по­стель, – имен­но это его цель, то то­гда вся­кая вещь не мо­жет при­не­сти ему поль­зу.

Оче­вид­но, что бо­га­тые то­же пла­чут. И по­нят­но, что бо­гат­ство и ком­форт не де­ла­ют че­ло­ве­ка счаст­ли­вым. Как и не де­ла­ет че­ло­ве­ка не­счаст­ным бед­ность са­ма по се­бе, в ко­то­рой он мо­жет су­меть пра­виль­но най­ти смысл сво­е­го су­ще­ство­ва­ния. Но по­нят­но, что бед­ность ху­же, чем бо­гат­ство, и не на­до де­лать вид, что это не так. Вся­кая пол­но­та бы­тия, в том чис­ле пол­но­та жиз­ни в удо­воль­ствии – луч­ше, чем ни­ще­та и бо­лез­ни, и вся­кое оску­де­ние. Это же оче­вид­но.

Во­прос в том, что че­ло­век, на­хо­дя­щий­ся в со­сто­я­нии удо­воль­ствий, по­ис­ка удо­воль­ствий, жи­ву­щий ра­ди удо­воль­ствий, ча­ще пре­вра­ща­ет свою жизнь в ка­кое-то био­ло­ги­че­ское су­ще­ство­ва­ние. Это опас­но. По­че­му и су­ще­ству­ют, на­при­мер, по­сты, ас­ке­ти­че­ское уче­ние, ко­то­рое ду­хов­ное в че­ло­ве­ке ста­вит вы­ше, чем ма­те­ри­аль­ное, стрем­ле­ние к Не­бу де­ла­ет глав­ным при­о­ри­те­том жиз­ни че­ло­ве­ка, а зем­ное вос­при­ни­ма­ет как сред­ство и спо­соб до­сти­же­ния Не­бес­но­го.

Раб­ские при­выч­ки

– От­ку­да в на­шем об­ще­стве у мно­гих лю­дей стрем­ле­ние жить вы­ше сво­е­го ма­те­ри­аль­но­го уров­ня: до­ро­гие ма­ши­ны в ка­баль­ный кре­дит, но­вая мар­ка те­ле­фо­на, ко­то­рый сто­ит в ра­зы боль­ше, чем че­ло­век за­ра­ба­ты­ва­ет и так да­лее?

– Это, к со­жа­ле­нию, де­ся­ти­ле­ти­я­ми вос­пи­тан­ный сте­рео­тип раб­ско­го мыш­ле­ния. Не зря же Ан­тон Пав­ло­вич Че­хов го­во­рил, что од­на из са­мых глав­ных за­дач че­ло­ве­ка – это по кап­ле вы­дав­ли­вать из се­бя ра­ба. Раб все вре­мя жи­вет за­ви­стью к то­му, че­го у не­го нет. По­то­му как раб, в об­раз­ном смыс­ле это­го сло­ва, – не­бла­го­дар­ное су­ще­ство, ко­то­рое бо­ит­ся и ждет мо­мен­та, ко­гда он сам ста­нет ра­бо­вла­дель­цем.

Все это идет и из слом­лен­но­го че­ло­ве­че­ско­го до­сто­ин­ства, ко­то­рое ло­ма­лось в те­че­ние мно­гих, мно­гих де­ся­ти­ле­тий, а то и сто­ле­тий. Ведь все­го 153 го­да на­зад Рос­сия из­ба­ви­лась от ра­бо­вла­дель­че­ства. То, что про­ис­хо­ди­ло до это­го, – ка­та­стро­фа со­зна­ния лю­дей, ко­то­рое де­ли­ло рус­ский на­род на ра­бов и ра­бо­вла­дель­цев. По­се­му, ко­неч­но, эта при­выч­ка быть ли­бо тем, ли­бо дру­гим, не мог­ла прой­ти бес­след­но.

По­том был пе­ри­од по­стре­во­лю­ци­он­ный, со­вет­ский, ко­то­рый вся­че­ски вы­трав­ли­вал в че­ло­ве­ке че­ло­ве­че­ское до­сто­ин­ство. Его сме­нил пе­ри­од пост­пе­ре­стро­еч­ный, ко­гда глав­ным для че­ло­ве­ка ста­ло стрем­ле­ние за­ра­бо­тать день­ги и быть ка­ким-то об­ра­зом по­хо­жим на ту за­пре­щен­ную Ев­ро­пу, ко­то­рая все вре­мя про­ти­во­по­став­ля­лась Со­вет­ско­му Со­ю­зу. Вот от­сю­да при­зна­ки та­ко­го раб­ско­го со­зна­ния.

И это во всем про­яв­ля­ет­ся. В та­ких жут­ких и урод­ли­вых ве­щах, как ска­жем, де­дов­щи­на в ар­мии. Это все то­же ведь от­ту­да идет, по­то­му что: сей­час я раб, а че­рез год ра­бом бу­дет тот, кто при­дет по­сле ме­ня. Че­ло­век на­до мной из­де­ва­ет­ся, но на­ста­нет тот мо­мент, ко­гда пра­во из­де­вать­ся над дру­ги­ми по­лу­чу я. Та­кая дур­ная по­сле­до­ва­тель­ность как раз го­во­рит об этом не из­жи­том, не вы­дав­лен­ном из се­бя и да­же, мо­жет быть, не отре­флек­си­ро­ван­ном, не­осо­знан­ном, раб­ском со­зна­нии в че­ло­ве­ке.

В ито­ге че­ло­ве­че­ское до­сто­ин­ство на­чи­на­ет мыс­лить­ся не как до­сто­ин­ство доб­ро­де­те­ли, не как при­об­ре­те­ние об­ра­за Бо­жье­го в че­ло­ве­ке, не как же­ла­ние сво­бо­ды, люб­ви и добра, не как стрем­ле­ние воз­вы­сить се­бя до са­мых вы­со­ких иде­а­лов, а как же­ла­ние про­сто по­лу­чить власть над кем-то, ко­то­рая до­сти­га­ет­ся ис­клю­чи­тель­но че­рез при­об­ре­те­ние де­нег. День­ги – власть и все. Этим все ска­за­но. Вот по­то­му то­гда эле­мен­та­ми тво­е­го до­сто­ин­ства, тво­ей сво­бо­ды на се­го­дня, тво­е­го ка­ко­го-то уве­рен­но­го по­ло­же­ния в ми­ре яв­ля­ет­ся, преж­де все­го, до­ро­гой ак­сес­су­ар.

– Свя­за­но ли это с, как при­ня­то го­во­рить, на­вя­зан­ны­ми За­па­дом стан­дар­та­ми по­треб­ле­ния?

– Здесь во­прос как раз очень не­про­стой, по­то­му что мож­но вспом­нить то уни­жен­ное по­ло­же­ние, в ка­ком на­хо­дил­ся со­вет­ский че­ло­век лю­бо­го по­ко­ле­ния, ко­то­рый не мог се­бе поз­во­лить эле­мен­тар­ных, про­стых и со­вер­шен­но есте­ствен­ных че­ло­ве­че­ских удо­воль­ствий. Он с за­ви­стью взи­рал на них, гля­дя филь­мы о гни­ю­щем За­па­де. А по­том, ко­гда ста­ло воз­мож­но – «до­рвал­ся», за­бы­вая о вся­кой ме­ре.

Да­же в со­вет­ские вре­ме­на че­ло­век, ко­то­рый по­сле ка­кой-то меж­ду­на­род­ной вы­став­ки на ВДНХ или в Со­коль­ни­ках воз­вра­щал­ся в 70-е го­ды с пла­сти­ко­вым па­ке­ти­ком, на ко­то­ром бы­ло на­пи­са­но «Маль­бо­ро», смот­рел на се­бя бо­лее уве­рен­но, а на сво­их со­оте­че­ствен­ни­ков не­мно­го свы­со­ка. А ес­ли уж у не­го в кар­ма­не ока­зы­ва­лась пач­ка си­га­рет с этим са­мым на­зва­ни­ем, то то­гда на не­го все взи­ра­ли с не­обык­но­вен­ным вос­тор­гом и удо­воль­стви­ем. И при­влечь вни­ма­ние кра­си­вой де­вуш­ки ему ока­зы­ва­лось бо­лее лег­ко, чем ес­ли бы у не­го в ру­ках бы­ла пач­ка си­га­рет «Пе­гас».

Прин­цип остал­ся тем же, хо­тя мир уже от­кры­тый. Мы по­лу­чи­ли воз­мож­ность смот­реть во­круг се­бя до­ста­точ­но сво­бод­ным взо­ром и чи­тать раз­ные кни­ги, смот­реть раз­ные филь­мы, сво­бод­ным об­ра­зом стро­ить свою жизнь, а все оста­лось так же. При­чем не­до­по­лу­чен­ность ка­ких-то ве­щей со­всем не бы­ла ас­ке­тиз­мом, она яв­ля­лась фор­мой уни­же­ния че­ло­ве­ка, его су­ще­ство­ва­ния.

К со­жа­ле­нию, ко­гда по­яви­лась воз­мож­ность утвер­жде­ния сво­е­го до­сто­ин­ства в го­ло­вах масс, это при­об­ре­ло фор­му имен­но огром­но­го стрем­ле­ния к по­треб­ле­нию, по­тре­би­тель­ству.

К то­му вре­ме­ни си­сте­ма по­треб­ле­ния на За­па­де бы­ла уже до­ста­точ­но раз­ви­тым яв­ле­ни­ем, по­то­му что ес­ли она раз­ви­ва­ет­ся, то, со­от­вет­ствен­но, раз­ви­ва­ет­ся и про­гресс, и про­мыш­лен­ность, и тор­гов­ля: чем боль­ше че­ло­век по­ку­па­ет, тра­тит де­нег, тем боль­ше эко­но­ми­ка раз­ви­ва­ет­ся. По­се­му за­пад­ная ци­ви­ли­за­ция дав­но из­бра­ла для се­бя по­доб­ную эко­но­ми­че­скую мо­дель. Но, в от­ли­чие от нас, в за­пад­ном ми­ре не бы­ло та­ко­го сло­ма меж­ду куль­ту­рой и ци­ви­ли­за­ци­ей. По­то­му для нас «си­сте­ма по­треб­ле­ния» ста­ла та­ким же се­рьез­ным ис­ку­ше­ни­ем, как, ска­жем, для ин­дей­цев «ог­нен­ная» во­да.

– То есть все-та­ки про­бле­ма «ре­ли­гии по­треб­ле­ния» су­ще­ству­ет?

– Су­ще­ству­ет. Она очень удив­ля­ет ино­стран­цев, ко­то­рые при­ез­жа­ют в Рос­сию, по­то­му что они ни­где у се­бя не встре­ча­ют та­ко­го ко­ли­че­ства люк­со­вых мо­де­лей ав­то­мо­би­лей, на­при­мер, как у нас. Они с удив­ле­ни­ем смот­рят на все осталь­ное, что свя­за­но с по­треб­ле­ни­ем здесь, по­то­му как при всем том, что это мо­дель за­пад­но­го об­раз­ца ве­де­ния хо­зяй­ства или со­сто­я­ния жиз­ни, но оче­вид­но, что в сво­ей мас­се че­ло­век сред­не­го клас­са в За­пад­ной Ев­ро­пе ве­дет се­бя зна­чи­тель­но скром­нее. Ему го­раз­до мень­ше нуж­но для жиз­ни, он поль­зу­ет­ся мень­шим ко­ли­че­ством на­во­ро­чен­ных ве­щей, чем рос­сий­ский че­ло­век.

Там ни­ко­го не за­де­ва­ет, ес­ли ты в ка­ком-то об­ще­стве ока­зы­ва­ешь­ся с де­ше­вень­ким те­ле­фо­ном, ни­кто на те­бя не по­смот­рит с усмеш­кой и свы­со­ка. Лю­ди из до­ста­точ­но обес­пе­чен­ных се­мей ез­дят на очень-очень про­стых ав­то­мо­би­лях.

Со­всем не­дав­но я пе­ре­смот­рел зна­ме­ни­тый в свое вре­мя фильм «Спрут» про си­ци­лий­скую ма­фию. Не мог удер­жать­ся от сме­ха, гля­дя, на ка­ких ма­ши­нах ез­дят ма­фи­о­зи: ра­за два все­го по­ка­за­ли «Мер­се­дес», а в ос­нов­ном ма­ши­ны вро­де «Фи­ат-По­инт». Ко­гда-то для со­вет­ско­го зри­те­ля все это бы­ли за­ман­чи­вые «ино­стран­ные ма­ши­ны», для бо­га­тых лю­дей, для очень бо­га­тых…

И сей­час, как я уже за­ме­тил, за гра­ни­цей бо­га­тые ча­ще все­го ез­дят на та­ких же скром­ных ав­то­мо­би­лях, не­ред­ко на не очень но­вых, хо­тя мо­гут поз­во­лить се­бе боль­шее. И очень мно­гие лю­ди, зная, что они мо­гут се­бе поз­во­лить боль­ше, это­го не де­ла­ют, по­то­му что не ви­дят смыс­ла.

До­стой­ная или нор­маль­ная

– Мы не­ред­ко го­во­рим, что же­ла­ем сво­им де­тям «до­стой­ной жиз­ни», под­ра­зу­ме­вая хо­ро­шее жи­лье, ма­ши­ну, воз­мож­ность пу­те­ше­ство­вать не­сколь­ко раз в год…

– Это нор­маль­ная жизнь, ко­гда че­ло­век мо­жет поз­во­лить се­бе пу­те­ше­ствие, поз­во­лить се­бе ав­то­мо­биль, по­то­му, что это ста­ло до­ступ­ным: лю­ди ста­ли по­лу­чать бо­лее-ме­нее адек­ват­ную зар­пла­ту за свои тру­ды. Но есть та­кое, что мно­гим хо­чет­ся по­ка­зать свое до­сто­ин­ство имен­но ма­те­ри­аль­но.

На­при­мер, у ме­ня есть воз­мож­ность ку­пить ко­рей­ский ав­то­мо­биль, но нет воз­мож­но­сти ку­пить «Ауди». Но у ме­ня есть воз­мож­ность за­лезть в кре­ди­ты для то­го, что­бы ку­пить се­бе «Ауди». Ма­ши­на ко­рей­ская, как и ма­ши­на «Ауди», так же бу­дет ез­дить по Москве, с той же са­мой, раз­ре­шен­ной пра­ви­ла­ми, ско­ро­стью, так­же сто­ять в проб­ках и так да­лее и то­му по­доб­ное. В об­щем, ка­че­ство ма­ши­ны друг от дру­га не от­ли­ча­ет­ся кар­ди­наль­но. Это вам не «За­по­ро­жец» в срав­не­нии с «Мер­се­де­сом», ко­то­рый бу­дет ло­мать­ся каж­дые сто мет­ров. Нет, это бу­дет нор­маль­ная ма­ши­на, про­сто в де­сять раз де­шев­ле.

Она бу­дет нор­маль­но за­во­дить­ся зи­мой, в ней бу­дет кон­ди­ци­о­нер ле­том. И она бу­дет мне по сред­ствам. А мож­но ку­пить ма­ши­ну, ко­то­рая бу­дет яв­но мне не по сред­ствам, но за­то та­кое при­об­ре­те­ние на­пол­нит ме­ня ил­лю­зор­ным со­дер­жа­ни­ем сво­е­го до­сто­ин­ства: смот­ри­те, на ка­кой ма­ши­не я се­го­дня при­е­хал!

И не­ред­ко бы­ва­ет, что лю­ди в ито­ге по­па­да­ют в тя­же­лей­шее по­ло­же­ние, по­то­му на­чи­на­ют жить в кре­дит, по­сто­ян­но за­го­няя се­бя в пет­лю ил­лю­зор­ных ве­щей, не мо­гут спра­вить­ся с этим. То есть по­яв­ля­ет­ся од­на из форм за­ви­си­мо­сти, как азарт­ная иг­ра.

– При­чем до­сто­ин­ство вро­де не свя­за­но с ка­ки­ми-то бы­то­вы­ми мо­мен­та­ми.

– Ко­неч­но, ма­те­ри­аль­ные зна­ки бла­го­по­лу­чия не мо­гут ни­ка­ким об­ра­зом вы­ра­жать че­ло­ве­че­ское до­сто­ин­ство. Они да­же не мо­гут быть ве­ща­ми бо­лее-ме­нее ста­тус­ны­ми. При­ня­то счи­тать, что есть ве­щи, ко­то­рые как бы по­ло­же­но иметь че­ло­ве­ку по ста­ту­су.

Мы при­ду­ма­ли се­бе та­кие пра­ви­ла иг­ры в пост­со­вет­ском об­ще­стве, при­ду­ма­ли эти стран­ные зна­ки узна­ва­ния друг дру­га по мар­ке ча­сов ка­кой-ни­будь зна­ме­ни­той швей­цар­ской фир­мы, по пу­го­ви­це на ру­баш­ке, по ко­то­рой по­ни­ма­ешь, что ты че­ло­век из та­ко­го-то об­ще­ства, а не из дру­го­го; по за­жи­гал­ке, ко­то­рой ты при­ку­ри­ва­ешь си­га­ре­ту. По та­ким ве­щам, ко­то­рые не об­ла­да­ют сво­ей ре­аль­ной сто­и­мо­стью. Как не об­ла­да­ет сво­ей ре­аль­ной сто­и­мо­стью чер­ная ик­ра, ко­то­рая про­да­ет­ся за огром­ные день­ги. По­то­му что это уже не еда, а знак ста­ту­са.

И очень мно­гие ста­тус­ные ве­щи: мо­биль­ные те­ле­фо­ны, ак­сес­су­а­ры, ав­то­мо­би­ли, в том чис­ле, про­да­ют­ся не за их ре­аль­ную це­ну, а за це­ну ста­ту­са, за ко­то­рый ты пла­тишь, что­бы те­бя при­ни­ма­ли за сво­е­го. Вот та­кие ве­щи ле­жат за гра­нью че­ло­ве­че­ско­го до­сто­ин­ства, яв­ля­ют­ся страш­ней­шей под­ме­ной, мас­кой, пла­тьем го­ло­го ко­ро­ля. Но очень мно­гим нра­вит­ся. Бо­лее то­го, к со­жа­ле­нию, это очень, очень мно­гим нра­вит­ся и в цер­ков­ной сре­де, где во­об­ще этих ве­щей быть не долж­но.

Ас­ке­тизм в до­маш­них усло­ви­ях

– На­сколь­ко ас­ке­тизм ну­жен для со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка?

– Ас­ке­тизм ну­жен все­гда, по­то­му что ас­ке­ти­ка – это не борь­ба с ве­ща­ми и не борь­ба с едой, а это борь­ба со стра­стя­ми, борь­ба с гре­хом. Ас­ке­ти­ка пред­по­ла­га­ет преж­де все­го тот об­раз жиз­ни, ко­то­рый поз­во­ля­ет че­ло­ве­ку все вре­мя стре­мить­ся в Не­бо, остав­ляя все зем­ное на сво­их ме­стах. От­тал­ки­вать­ся от зем­но­го для то­го, что­бы устре­мить­ся в Не­бо. От зем­но­го, по­то­му что че­ло­век не мо­жет быть под­ве­шен в не­ком без­воз­душ­ном про­стран­стве. Зем­ное как раз нам для это­го и да­но.

Зем­ное долж­но быть спо­со­бом управ­ле­ния, че­ло­век дол­жен им управ­лять, а не на­обо­рот. По­это­му ас­ке­ти­ка учит нас ста­вить все на свои ме­ста. Нам не за­пре­ща­ет­ся вкус­но и хо­ро­шо есть, нам не за­пре­ща­ет­ся при­ни­мать с лю­бо­вью сво­их го­стей за обиль­ным сто­лом и удив­лять го­стей, дру­зей и близ­ких пре­крас­но при­го­тов­лен­ной едой. На­обо­рот, это пре­крас­но, это за­ме­ча­тель­но. Это есть об­раз на­шей люб­ви к на­шим близ­ким.

– Как же все-та­ки сов­ме­стить наш быт и ас­ке­ти­ку?

– В бы­то­вом смыс­ле на­ша Цер­ковь для нас все уже сде­ла­ла. У нас есть по­сты, при­чем по­стов боль­ше, чем не-по­стов. Ес­ли к ним пра­виль­но и се­рьез­но от­не­стись, то вот все на сво­их ме­стах и бу­дет.

В пост че­ло­век на­пря­га­ет­ся, ме­ня­ет­ся. На пер­вое ме­сто он ста­вит Не­бес­ное, на вто­рое – зем­ное, все вре­мя пы­та­ясь се­бя ото­рвать от сво­е­го био­ло­ги­че­ско­го им­пе­ра­ти­ва, устре­мить се­бя в Не­бо.

Ес­ли во вре­мя по­ста к те­бе при­дет твой ближ­ний, то вся на­ша ис­то­рия ас­ке­ти­ки го­во­рит нам о том, что во вре­мя по­ста ближ­не­го на­кор­ми с лю­бо­вью. И пост здесь уже ни при­чем, по­то­му что лю­бовь ока­зы­ва­ет­ся вы­ше по­ста. За­ме­ча­тель­ная ис­то­рия из жиз­ни Ти­хо­на За­дон­ско­го, ко­гда два дру­га Ве­ли­ким по­стом в мо­на­сты­ре по­сле дол­гой раз­лу­ки встре­ти­лись и ели ры­бу в не­по­ло­жен­ный день. За та­ким вот чре­во­уго­ди­ем и за­стал их свя­ти­тель Ти­хон За­дон­ский. Дру­зья рас­стро­и­лись, а свя­той их не ру­гал, а, на­обо­рот, при­го­лу­бил, ска­зал, что лю­бовь вы­ше лю­бо­го по­ста, и они по­сту­пи­ли пра­виль­но.

Бы­то­вой ас­ке­тизм дол­жен за­клю­чать­ся в лич­ност­ном по­ни­ма­нии, ра­ди че­го ты жи­вешь. Ес­ли у те­бя есть до­ста­точ­но средств для при­об­ре­те­ния хо­ро­ших и до­ро­гих ве­щей, то все­гда мож­но по­ду­мать: эти ве­щи нуж­ны для то­го, что­бы по­вы­сить свой ста­тус, для то­го, что­бы на те­бя все смот­ре­ли как на осо­бен­но­го че­ло­ве­ка или для то­го, что­бы про­сто поль­зо­вать­ся ими?

Вот ес­ли ты эти ве­щи при­об­ре­та­ешь для то­го, или в том чис­ле для то­го, что­бы по­ра­зить во­об­ра­же­ние при­хо­дя­щих к те­бе лю­дей, то это, на­вер­ное, грех. Ты по­ку­па­ешь се­бе ува­же­ние за день­ги. А ес­ли ты эти ве­щи по­ку­па­ешь про­сто по­то­му, что те­бе они нуж­ны, что­бы ты ими поль­зо­вал­ся, и у те­бя на это хва­та­ет средств, ну так это нор­маль­но.

– Но бы­ва­ет, че­ло­век вро­де и не для ста­ту­са по­ку­па­ет, про­сто по­то­му, что нра­вит­ся. Но ни­как не мо­жет оста­но­вить­ся… Ко­гда нуж­но ска­зать се­бе «стоп»?

– Да, бы­ва­ет и в этом пе­ре­бор. Мне рас­ска­зы­ва­ли об од­ном свя­щен­ни­ке, ко­то­рый так лю­бил цер­ков­ные об­ла­че­ния, так мно­го тра­тил на них средств и де­нег, что уже ни в хра­ме, ни до­ма не хва­та­ло мест, что­бы эти об­ла­че­ния раз­ме­стить. И ко­гда по­яви­лась нуж­да в ре­мон­те хра­ма, ба­тюш­ка раз­вел ру­ка­ми и ска­зал: «Как же так, да, на­до же как-то храм от­ре­ста­ври­ро­вать, день­ги най­ти». Кто-то из хит­рень­ких при­хо­жан от­ве­тил: «Ба­тюш­ка, а вы за­весь­те все сво­и­ми об­ла­че­ни­я­ми, и ни­че­го вид­но не бу­дет».

На са­мом де­ле ска­зать се­бе «стоп» очень про­сто. Сколь­ко те­бе на­до бо­ти­нок, что­бы хо­дить зи­мой? Хва­тит три па­ры или на­до 30? Сколь­ко те­бе не­об­хо­ди­мо ру­ба­шек, что­бы каж­дый раз на­де­вать све­жую – хва­тит дю­жи­ны или мо­жет 15 со­ро­чек или те­бе на­до 500? Я, ко­неч­но, утри­рую, но ведь дей­стви­тель­но, это про­стые ве­щи, что нуж­но по­да­вить же­ла­ние, ко­гда те­бе хо­чет­ся по­ку­пать, по­ку­пать…

– На­сколь­ко свя­щен­ни­кам нуж­но сле­дить за со­бой в этом смыс­ле? Ведь их рас­смат­ри­ва­ют слов­но под уве­ли­чи­тель­ным стек­лом – ка­кая ма­ши­на, как ма­туш­ка оде­ва­ет­ся, где от­ды­ха­ли…

– Да, на свя­щен­ни­ков все­гда смот­рят. И ко­гда че­ло­век при­ни­ма­ет для се­бя рис­ко­ван­ное ре­ше­ние стать свя­щен­ни­ком, он дол­жен это по­ни­мать.

И ес­ли лю­ди, до­пу­стим в бед­ной де­рев­не, ис­ку­ша­ют­ся, что свя­щен­ник ез­дит на та­кой ма­ши­не, ко­то­рая им не по кар­ма­ну, он дол­жен сме­нить ее. Свя­щен­ник дол­жен быть та­ким, как его при­хо­жа­не, раз­де­лять их жизнь. Я по­ни­маю, что у свя­щен­ни­ка мо­гут быть воз­мож­но­сти ку­пить хо­ро­ший ав­то­мо­биль или квар­ти­ру, или дом, ко­то­рые не за­ви­сят от его до­хо­дов в хра­ме. На­след­ство че­ло­век по­лу­чил, род­ствен­ни­ки по­мог­ли, да ма­ло ли что. Но эти воз­мож­но­сти не долж­ны, как мне ка­жет­ся, силь­но бить по гла­зам при­хо­жан и вы­зы­вать в них ка­кое-то не­до­уме­ние: «За­чем это нуж­но ба­тюш­ке, для че­го ба­тюш­ке на­до быть та­ким, как на­ши оли­гар­хи?».

Свя­щен­ник не обя­зан ни­ко­му быть спе­ци­аль­но бед­ным. Но свя­щен­ник тем не ме­нее дол­жен ду­мать о том, что есть та­кое по­ня­тие как скром­ность, и оно укра­ша­ет. Ду­мать, что­бы про­сто не со­блаз­нить ко­го-то. Осо­бен­но в на­шем ми­ре, в ко­то­ром в прин­ци­пе лю­ди при­вык­ли друг дру­гу за­ви­до­вать и сра­зу счи­тать, что ес­ли ты бо­гат, то ты обя­за­тель­но вор, и ру­ки у те­бя по ло­коть в кро­ви. Это, к со­жа­ле­нию, то­же остат­ки раб­ско­го со­зна­ния.

По­это­му хо­ро­шо, ко­гда мы се­го­дня ви­дим при­мер Па­пы Фран­цис­ка, ко­то­рый по­ка­зы­ва­ет, что он мо­жет быть гла­вой Церк­ви, и при этом мо­жет быть со­вер­шен­но ни­щим и бед­ным. Та­ким же при­ме­ром яв­лял­ся для нас, пра­во­слав­ных, Пат­ри­арх Па­вел Серб­ский, ко­то­рый, бу­дучи че­ло­ве­ком ко­лос­саль­но­го ав­то­ри­те­та, при­об­рел этот ав­то­ри­тет как раз не бла­го­да­ря ак­сес­су­а­рам.

– За по­след­нее вре­мя мы при­вык­ли к нор­маль­но­му об­ра­зу жиз­ни, и страш­но, что этот уро­вень мож­но по­те­рять. Как бо­роть­ся со стра­хом?

– Дей­стви­тель­но, как толь­ко че­ло­век не­мно­го ста­но­вит­ся бла­го­по­луч­ным, на­чи­на­ет жить в бо­лее-ме­нее ком­форт­ных усло­ви­ях, он по­ни­ма­ет, что рас­ста­вать­ся с ни­ми по­том тя­же­ло.

Че­ло­век мо­жет на­чать бо­ять­ся бед­но­сти, дер­жать­ся за ка­кие-то внеш­ние ве­щи, от­кла­ды­вать на чер­ный день. Из-за это­го жад­ни­чать, ко­гда к не­му об­ра­ща­ют­ся за по­мо­щью. То есть ты зна­ешь, что у те­бя есть сей­час день­ги и по­ни­ма­ешь, что мо­жешь хоть ка­кую-то их часть по­жерт­во­вать на опе­ра­цию для боль­но­го ре­бен­ка, на ка­кое-то доб­рое, хо­ро­шее де­ло, на бла­го­тво­ри­тель­ность, на по­мощь бед­ным, но ду­ма­ешь: «Нет, а вдруг мне зав­тра не хва­тит са­мо­му». Это та­кое низ­мен­ное, не­хо­ро­шее чув­ство, с ко­то­рым на­до бо­роть­ся. Жа­ди­ной быть пло­хо, стыд­но. Осо­бен­но, ес­ли ты хри­сти­а­нин.

При этом ре­аль­ная за­бо­та о сво­ем бу­ду­щем, о бу­ду­щем сво­ей се­мьи – вещь со­вер­шен­но нор­маль­ная и есте­ствен­ная.

Толь­ко стра­шить­ся бес­по­лез­но, по­то­му что ты же жи­вешь се­го­дня, а что бу­дет зав­тра, ты все рав­но не зна­ешь. Не зна­ли жи­те­ли До­нец­ка и Лу­ган­ска в фев­ра­ле, что с ни­ми слу­чит­ся в кон­це мая. К это­му нель­зя быть го­то­вым, не­воз­мож­но. По­это­му мы жи­вем каж­дый раз так, как мы жи­вем. На Гос­по­да упо­ва­ем и на доб­рых лю­дей. Что нам еще оста­ет­ся?

Ок­са­на Го­лов­ко

Источник: www.pravmir.ru