Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Веруй, знай и думай, что Бог с тобою невидимо есть везде. И что ни делаешь и мыслишь – все видит, и что ни говоришь – все слышит. Старайся всегда видеть Его верою перед собою.

Святитель
Тихон Задонский

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

Парад Победы 1945 года

«Троица»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Троице-Сергиева лавра»
Документальный фильм

Тропарь, кондак и величание Святой Троице

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин»
Документальный фильм

Горняя песнь

«Вознесение»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

2 декабря. Святителя Филарета, митрополита Московского

Пре­ре­ка­е­мый свя­той: мит­ро­по­лит Фи­ла­рет Мос­ков­ский
Свя­ти­тель Фи­ла­рет от­но­сит­ся к чис­лу свя­тых, ко­то­рые бы­ли пред­ме­том че­ло­ве­че­ских пре­ре­ка­ний и пре­ткно­ве­ний, пе­ре­жи­ли лю­бовь и по­чи­та­ние со сто­ро­ны од­них и не­при­я­тие и от­тал­ки­ва­ние со сто­ро­ны дру­гих. Мы пред­ла­га­ем вам про­по­ве­дь на­сто­я­те­ля хра­ма пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Cаров­ско­го на Крас­но­прес­нен­сой на­бе­реж­ной про­то­и­е­рея Мак­си­ма Коз­ло­ва, где пред­ла­га­ет­ся при­ло­жить к жиз­ни свя­ти­те­ля Фи­ла­ре­та Еван­гель­ское сло­во: по пло­дам их узна­е­те их.

До­ро­гие бра­тья и сест­ры, по­здрав­ляю всех вас с днем па­мя­ти свя­ти­те­ля Фи­ла­ре­та, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го и Ко­ло­мен­ско­го, Чу­до­твор­ца, ве­ли­ко­го угод­ни­ка Бо­жия и све­то­ча Рус­ской Церк­ви.

Свя­ти­тель Фи­ла­рет от­но­сит­ся к чис­лу свя­тых, ко­то­рые при жиз­ни и от­ча­сти по­сле смер­ти бы­ли пред­ме­том че­ло­ве­че­ских пре­ре­ка­ний и пре­ткно­ве­ний, пе­ре­жи­ли лю­бовь и по­чи­та­ние со сто­ро­ны од­них и не­при­я­тие и от­тал­ки­ва­ние со сто­ро­ны дру­гих. В Церк­ви Бо­жи­ей свя­тые раз­ные: бы­ва­ют та­кие, об­раз свя­то­сти ко­то­рых ста­но­вит­ся ясен да­же для тех, кто не при­ни­ма­ет их сви­де­тель­ства. Та­ким был, пред­по­ло­жим, свя­той Иа­ков, пер­вый ар­хи­ерей Иеру­са­лим­ской Церк­ви: да­же его вра­ги не мог­ли не бла­го­го­веть пе­ред его не­обык­но­вен­ным бла­го­че­сти­ем и свя­то­стью. К та­ко­вым от­но­сит­ся, на­при­мер, пре­по­доб­ный Сер­гий Ра­до­неж­ский: да­же лю­ди, не по­ни­ма­ю­щие су­ти мо­на­ше­ско­го по­дви­га и его слу­же­ния, не мо­гут не от­дать да­ни ува­же­ния и по­чи­та­ния это­му свя­то­му. Мож­но на­звать и дру­гих по­доб­ных свя­тых, ко­то­рых да­же внеш­ний мир, пусть и не по­ни­мая, ка­ким-то об­ра­зом по-сво­е­му ува­жа­ет и про­слав­ля­ет.

Есть свя­тые, ко­то­рых мир, на­про­тив, жест­ко от­вер­га­ет и не по­ни­ма­ет. На­при­мер, пре­по­доб­ные Да­ни­ил и Си­ме­он Столп­ни­ки мог­ли ли быть по­ня­ты внеш­ним ми­ром? Как че­ло­век, не по­ни­ма­ю­щий, что есть ас­ке­за и путь ко спа­се­нию, и как бес­цен­на ду­ша — вещь бес­смер­ная, — мо­жет со­гла­сить­ся и при­нять по­доб­но­го ро­да сви­де­тель­ство свя­то­сти?

А есть свя­тые, ко­то­рые, как свя­ти­тель Фи­ла­рет, как цар­ствен­ные стра­сто­терп­цы, как свя­той пра­вед­ный отец Иоанн Крон­штадт­ский при жиз­ни од­ни­ми бы­ли очень лю­би­мы и по­чи­та­е­мы, а дру­гие ре­ши­тель­но не со­гла­ша­лись при­знать, что пе­ред ни­ми свя­той угод­ник Бо­жий.

Не упро­щая жизнь свя­ти­те­ля Фи­ла­ре­та и его от­но­ше­ния с со­вре­мен­ни­ка­ми, мы долж­ны ска­зать, что и с ним бы­ло так. По­хо­жим об­ра­зом ко­гда-то бы­ло со свя­ти­те­лем Ки­рил­лом Алек­сан­дрий­ским. Мы мо­жем сде­лать не­сколь­ко на­блю­де­ний о том, по­че­му это бы­ло. Во-пер­вых, свя­ти­тель Фи­ла­рет от­но­сит­ся к тем свя­тым, зна­чи­мость по­дви­га ко­то­рых для Церк­ви опре­де­ля­ет­ся Еван­гель­ским сло­вом «По пло­дам их узна­е­те их» (Матф.7:20). По ито­гу то­го, что они сде­ла­ли, мы не слу­чай­но срав­ни­ва­ем свя­ти­те­ля Фи­ла­ре­та со свя­ти­те­лем Ки­рил­лом Алек­сан­дрий­ским. По­след­ний при жиз­ни был че­ло­ве­ком очень и очень слож­ным, та­ким, что да­же дру­зья с тру­дом мог­ли его пе­ре­но­сить, — го­ря­чим, пыл­ким до гру­бо­сти, до рез­ко­сти, до же­сто­ко­сти в об­ра­ще­нии с вра­га­ми. Но то, что он сде­лал для Церк­ви, — со­хра­нил свя­тое Пра­во­сла­вие во вре­мя рас­про­стра­не­ния ере­си не­сто­ри­ан­ства — это бес­ко­неч­но мно­го. Эта рев­ность свя­ти­те­ля Ки­рил­ла Алек­сан­дрий­ско­го о Бо­ге ока­за­лась в нем глав­ным и да­же при­ве­ла его к ли­ку свя­то­сти.

У свя­ти­те­ля Фи­ла­ре­та бы­ло нечто по­доб­ное. Он не был про­стым в об­ще­нии че­ло­ве­ком. Он был до­ста­точ­но остр умом, же­сток и едок в ха­рак­те­ри­сти­ках. Он во­все не был скло­нен к ком­про­мисс­ным умол­ча­ни­ям то­гда, ко­гда речь шла об об­ще­нии с людь­ми. Он во­все не был бла­гост­ным ти­хим де­душ­кой-ар­хи­ере­ем да­же в го­ды ма­сти­той ста­ро­сти. И то­гда он был гла­вой епар­хии, тем ар­хи­ере­ем Бо­жи­им, пе­ред ко­то­рым тре­пе­та­ли все от по­след­не­го свя­щен­ни­ка Мос­ков­ской епар­хии до про­то­пре­сви­те­ра вклю­чи­тель­но, ибо зна­ли, что от свя­ти­те­ля все­го мож­но ждать, и ни­ка­ки­ми че­ло­ве­че­ски­ми со­об­ра­же­ни­я­ми ни­че­го не до­бьешь­ся. Нуж­но уви­деть и узнать пло­ды де­я­тель­но­сти свя­ти­те­ля. По управ­ле­нию епар­хи­ей, по пе­ре­во­ду Свя­щен­но­го Пи­са­ния на рус­ский язык, по то­му, как он на сво­их пле­чах под­нял де­ло это­го пе­ре­во­да и по су­ти воз­рож­де­ния (ес­ли не ста­нов­ле­ния) рус­ской бо­го­слов­ской на­у­ки и мос­ков­ских ду­хов­ных школ, по то­му, как он бо­рол­ся за Ко­лом­ну, ста­но­вит­ся вид­но, что он сво­им по­дви­гом со­хра­нял и спа­сал на бу­ду­щее Рус­скую Цер­ковь. Он со­хра­нял под­лин­ное мо­на­ше­ство, чтил пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма, бу­дучи ду­хов­ным сы­ном его уче­ни­ка — пре­по­доб­но­го ар­хи­манд­ри­та Ам­вро­сия, на­мест­ни­ка Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры. Он под­дер­жи­вал и со­хра­нял Оп­ти­ну Пу­стынь, а ведь стар­че­ство тех вре­мен еще не бы­ло тем без­услов­но ав­то­ри­тет­ным и ве­ли­ким яв­ле­ни­ем в Рус­ской Церк­ви. Мно­гим то­гда ка­за­лось стран­ным и по­до­зри­тель­ным: что это за та­кое ду­хов­ное ру­ко­вод­ство, что за по­слу­ша­ние для ми­рян, что это за пра­ви­ла, ко­то­рые воз­ла­га­ют­ся на обыч­ных обы­ва­те­лей, а не толь­ко на мо­на­хов? Свя­ти­тель Фи­ла­рет был од­ним из тех, кто утвер­ждал сво­им ав­то­ри­те­том — и тем са­мым спа­сал для Рус­ской Церк­ви — рус­ское стар­че­ство.

Свя­ти­тель был из тех лю­дей, ко­то­рых ни­кто не мог се­бе в обыч­ном смыс­ле «при­сво­ить»: ни кон­сер­ва­то­ры, ни ли­бе­ра­лы. Ка­за­лось бы, кон­сер­ва­то­ры мог­ли бы по­ра­до­вать­ся: ка­ких тра­ди­ци­он­ных мо­нар­хи­че­ских взгля­дов че­ло­век, как кон­сер­ва­ти­вен! Им, ка­за­лось бы, лег­ко за­пи­сать его в свою пар­тию. А он про­дви­га­ет идею пе­ре­во­да Свя­щен­но­го Пи­са­ния на рус­ский язык, ко­то­рая у всех ас­со­ци­и­ру­ет­ся с са­мой сво­бо­до­мыс­ля­щей ча­стью Рус­ской Церк­ви, на гра­ни до­пу­сти­мо­го, как ка­за­лось то­гда дру­гим весь­ма ав­то­ри­тет­ным ар­хи­ере­ям и свя­ти­те­лям. Дру­гим он ка­жет­ся до­ста­точ­но сво­бо­до­мыс­ля­щим че­ло­ве­ком, ко­гда он от­зы­ва­ет­ся в сво­их ран­них трак­та­тах о за­пад­ных хри­сти­а­нах. Но по­том, ко­гда на­ста­ет вре­мя сво­бо­до­мыс­лия, свя­ти­тель пи­шет Им­пе­ра­то­ру Алек­сан­дру II за­пис­ку о не­до­пу­сти­мо­сти по­слаб­ле­ния сек­там и рас­ко­лам и о вре­де, ко­то­рый от это­го про­ис­те­ка­ют.

Его хо­те­ли ви­деть, и он сам всей ду­шой хо­тел быть ис­крен­ним по­чи­та­те­лем Го­су­да­ря и вер­но­под­дан­ным. Но ко­гда при­хо­дил час вы­бо­ра меж­ду под­дан­ством и вер­но­стью Ца­рю Не­бес­но­му с не­по­слу­ша­ни­ем ца­рю зем­но­му по при­чи­не не­правд по­след­не­го, он все­гда вы­би­рал по­слуш­ность Ца­рю Не­бес­но­му. Вспом­ним хо­тя бы из­вест­ней­ший эпи­зод: он от­ка­зал­ся освя­щать Три­ум­фаль­ные во­ро­та, на ко­то­рых бы­ли изоб­ра­же­ния язы­че­ских бо­жеств, так как счи­тал не­воз­мож­ным для свя­ти­те­ля Хри­сто­ва по­слу­шать­ся здесь зем­но­го ца­ря и лич­но со­вер­шить чин освя­ще­ния.

Свя­ти­тель блюл ка­но­ны так, как ни­кто боль­ше не со­блю­дал их в сво­ей жиз­ни. Он го­тов был ли­шить­ся ка­фед­ры, но не со­гла­сить­ся на чет­вер­тый брак од­но­го из им­пе­ра­тор­ских при­бли­жен­ных или на су­пру­же­ский со­юз в слиш­ком близ­кой сте­пе­ни род­ства. И этот же ве­ли­чай­ший блю­сти­тель ка­но­нов пи­шет сво­е­му дру­гу Му­ра­вье­ву, что ка­то­ли­ка Га­а­за он по­ми­на­ет на про­ско­ми­дии. Это дей­ствие ни­как не впи­сы­ва­ет­ся в фор­маль­ные ка­но­ни­че­ские пред­пи­са­ния Церк­ви. Но свя­ти­тель, зная, кто та­кой свя­той док­тор Фе­дор Пет­ро­вич Га­аз, со­вер­шал это. Здесь мы ви­дим нечто уди­ви­тель­ное. Свя­ти­тель был од­ним из очень не­мно­гих лю­дей (на сло­вах так для всех, а на де­ле для очень не­мно­гих), для ко­то­рых Бог и прав­да Бо­жия, по­став­ле­ние се­бя пе­ред этой прав­дой бы­ли тем, чем они ру­ко­вод­ство­ва­лись в сво­ей жиз­ни. Мы обыч­но го­во­рим об этом, ча­сто слы­шим. Сло­ва о том, что прав­да Бо­жия долж­на быть не­кой точ­кой от­сче­та в на­шей жиз­ни, за­тер­ты до не­воз­мож­но­сти. А у не­го так и бы­ло. Он дей­стви­тель­но все в сво­ей жиз­ни из нее стро­ил и со­зи­дал. Это уди­ви­тель­ный при­мер и сви­де­тель­ство.

Еще об од­ном хо­те­лось бы ска­зать. Свя­ти­тель Фи­ла­рет да­ет нам сви­де­тель­ство, как мож­но и долж­но спа­сать­ся и да­же до­сти­гать свя­то­сти, не­смот­ря на ко­лос­саль­ные да­ро­ва­ния, огром­ный ум и ка­та­стро­фи­че­скую осве­дом­лен­ность. Это то, что че­ло­век обыч­но не вме­ща­ет — да­же од­но­го из это­го не вме­ща­ет, а уж ко­гда все вме­сте со­еди­ня­ет­ся: и ум, и ода­рен­ность, и вы­со­кое по­ло­же­ние, и зна­ние ве­щей не та­ко­вы­ми, ка­ки­ми они по­ка­зы­ва­ют­ся пуб­ли­ке, а та­ки­ми, ка­кие они есть, — ред­ко кто мо­жет усто­ять. А свя­ти­тель Фи­ла­рет да­ет нам при­мер: мож­но усто­ять. Мож­но быть и ум­ным, мож­но знать тай­ны че­ло­ве­че­ские и все по­тай­ные ме­ха­низ­мы, ко­то­ры­ми все со­вер­ша­ет­ся. Мож­но все знать и остать­ся вер­ным Бо­гу, Ему слу­жить и не по­ко­ле­бать­ся. Это для на­ше­го вре­ме­ни и для мно­гих лю­дей, пусть не­из­ме­ри­мо ни­же не­го сто­я­щих, но что-то зна­ю­щих, чем-то ода­рен­ных, ка­кую-то остро­ту и про­ни­ца­тель­ность ума име­ю­щих, уди­ви­тель­ный при­мер и об­раз то­го, за кем мож­но и нуж­но ид­ти.

По­мо­лим­ся это­му ве­ли­ко­му ар­хи­ерею, это­му на­сто­я­ще­му хри­сти­а­ни­ну, это­му сви­де­те­лю прав­ды Бо­жи­ей в век, ко­гда о ней толь­ко го­во­ри­ли и уже по­чти за­бы­ва­ли, что та­кое жить и сви­де­тель­ство­вать об этой прав­де. Свя­ти­тель Фи­ла­рет на­по­ми­на­ет нам о том, что это все­гда воз­мож­но. Аминь.

Про­то­и­е­рей Мак­сим Коз­лов

Источник: taday.ru