Духовная жизнь
Тебе поем!
17 июня, вторник
Религиозное образование
Актуальная информация
Изречения великих
Веруй, знай и думай, что Бог с тобою невидимо есть везде. И что ни делаешь и мыслишь – все видит, и что ни говоришь – все слышит. Старайся всегда видеть Его верою перед собою.
Святитель
Тихон Задонский
Церковь и мир
Патриаршая гуманитарная миссия передала пасхальные подарки для детей из пострадавших регионов
1.05.2025
Всё больше американцев верят в загробную жизнь – исследование
28.04.2025
Выставка из цикла «Русское присутствие в Святой Земле» открылась в Сарове
13.02.2025
Скидки 30-40% на печатные издания «Вольного Странника»
12.02.2025
Выставка из цикла «Русское присутствие в Святой Земле» откроется в северной столице
21.12.2024
Свет Христов просвещает всех!
Молитвы
Последование
ко Святому Причащению
Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу
Акафист Пресвятой Богородице
Акафист Николаю Чудотворцу
Рекомендуем
«Троица»
Документальный фильм из цикла «Праздники»
«Троице-Сергиева лавра»
Документальный фильм
Тропарь, кондак и величание Святой Троице
«Старцы и русская литература. Александр Пушкин»
Документальный фильм
«Вознесение»
Документальный фильм из цикла «Праздники»
«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов
Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»
«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков
«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»
«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев
Крещение Господне. Песнопения праздника
«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»
«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»
«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов
«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).
«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский
«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова
«Земле русская».
Cтихира Русским святым
«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский
Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые
Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти
«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»
«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)
«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм
«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм
«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.
«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин
«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина
«Женщины Библии».
Православная энциклопедия
«Великое славословие».
и другие песнопения
«О Страшном Суде».
Евангельские чтения
Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)
«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»
«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова
«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова
«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой
«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова
«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.
«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя
Полезные ссылки
Официальный сайт
Московского Патриархата
Официальный сайт
Липецкой митрополии
«Православие.ру»
Информационный портал
«Православие и мир»
Ежедневное интернет-СМИ
Синодальный информационный отдел
Русской Православной Церкви
«Фома»
Православный журнал
«Седмица.ру»
Православный сайт
«Православное христианство»
Каталог православных ресурсов сети Интернет
«Православное образование»
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации
Отдел религиозного образования и катехизации Липецкой епархии
Радио Вера
светлое радио
24 июня. Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» («Милующая»)
История иконы Божией Матери «Достойно есть» связана с появлением известного литургического песнопения Православной Церкви «Достойно есть».
Предание, сохранившееся на Афоне, повествует, что в Х веке, в царствование братьев-царей Василия и Константина Порфирородных и в патриаршество Николая Хрисоверга, неподалеку от монастыря Кареи на Афоне в одной из пещер подвизался старец с послушником. Однажды под воскресный день старец ушел в обитель на всенощное бдение, поручив послушнику остаться в келье и совершить в ней вечернюю службу.
При наступлении ночи послушник услышал стук в дверь и, отворив, увидел незнакомого инока, которого принял с христианской любовью.
Во время совершения всенощной службы в монастыре, послушник и его неведомый гость начали молитвенные песнопения. Когда пришло время величать Пресвятую Богородицу, оба обратились к Ее иконе «Милующей», находившейся в келии, и стали петь древнюю песнь святого Космы Маюмского: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Незнакомец заметил, что у них по другому величают Божию Матерь, добавляя перед «Честнейшую…» слова «Достойно есть яко во истину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и Матерь Бога нашего». От дивного пения инока икона Божией Матери засияла необыкновенным светом, а послушник почувствовал в душе несказанную радость и умиление. Он попросил гостя записать эту песнь, и, поскольку в келии не оказалось нужных для этого принадлежностей, начертание слов нового песнопения произошло также чудесным образом: инок написал свою песнь перстом на каменной плите, которая под его рукой сделалась мягкой, как воск. После этого странник, назвав себя Гавриилом, сразу же стал невидим, а икона еще долгое время излучала чудесный свет.
Чудотворный образ, перед которым была воспета в первый раз новая песнь Богоматери, был перенесен афонской братией в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы монастыря Кареи, где и доселе находится в алтаре на горнем месте, источая благодатные дары исцеления всем поклоняющимся ему с верою и любовию.
Стоит сказать в заключение, что перед образом Божией Матери «Достойно есть» («Милующей») особо молятся о прощении грехов, в том числе и смертных.
Празднование иконе совершается 11/ 24 июня.
Иконография
Первоначальная чудотворная икона, о которой повествуется в предании, не являлась в собственном смысле слова образом Божией Матери «Достойно есть», иконография которого сложилась уже в позднейшие времена. Она была обыкновенным поясным изображением Божией Матери с Младенцем на правой руке, представленным, скорее всего, в типе «Умиления».
На поздних иконах «Достойно есть» в память о чудотворном образе, перед которым молились послушник и инок-ангел, сохраняется эта двухфигурная основа иконы, состоящая из изображений Божией Матери и сидящего на Ее правой руке, прильнувшего к Ней Младенца Иисуса. Остальные элементы иконы представляют собой уже плод духовного осмысления произошедшего события. На уровне голов Богородицы и Христа с обеих сторон представлены два ангела с простертыми руками, а в самом верху иконы изображается Бог Отец в окружении Небесных Сил Бесплотных. Ангельские образы в иконе «Достойно есть» напоминают о небошественности самого песнопения. Сами изображения Богородицы и Младенца приобретают новые черты, которыми подчеркивается царское достоинство Христа и Его Пречистой Матери. На главах обоих в иконе пишутся короны, а взгляды Богоматери и Иисуса направлены в одну сторону - в направлении развернутого свитка, который Младенец держит в своей деснице. Этот свиток содержит слова известного пророческого изречения о Христе, говорящего о Нем как о Царе мира: «Дух Господень на Мне, сего ради помаза Мя».
Известны и другие иконографические типы, изображающие песнь «Достойно есть». Это, прежде всего, пространный иконографический сюжет на тему данного песнопения с изображением молитвенного обращения к Богородице ангелов и чинов святых, который широко распространился в древнерусской храмовой стенописи XVII века. По своей иконографии он сближается с фресковым изображением «О Тебе радуется», помещавшимся обычно в те времена в алтаре храма. Божия Матерь представляется в полный рост, держащей на руках Предвечного Младенца. Ее фигура окружена двойной или тройной мандолой, символизирующей ангельский мир. Над Ней в облаках или так же, в мандоле, изображается Бог Отец или благословляющий Иисус Христос. По сторонам от Божией Матери представляются ангелы и святые разных чинов в иерархическом порядке. Вокруг центрального образа Богородицы обычно пишется сам текст молитвы «Достойно есть».
Изображения с подобным сюжетом встречаются и на особых сосудах -панагиарах, поскольку молитва «Достойно есть» является неотъемлемым элементом чина о Панагии. Этот чин и доныне сохраняется в монастырях. Он представляет собой торжественный обряд, когда на монастырскую трапезу из храма, где совершалась Литургия, в особом сосуде, панагиаре, переносится хлеб в честь Божией Матери, который по окончании трапезы раздробляется и раздается братии. В чине прославляется Пресвятая Богородица как наша Заступница перед Богом, родившая Христа - Хлеб Жизни, питающий наши души. В ХVI-ХVII веках Богородичный хлеб было принято вкушать и тогда, когда литургия не совершалась. Частицы Богородичного хлеба переносились в особых складнях, которые носили на груди. Эти складни с образом Богоматери также получили название «панагий», а впоследствии панагии - нагрудные изображения Божией Матери - стали носить епископы.
Списки с иконы
В русских храмах можно найти немало списков с прославленной иконы «Достойно есть» («Милующей»). Существуют и посвященные этому образу храмы. Например, в Галерной гавани Петербурга в честь Милующей Богоматери былa воздвигнутa пятикупольная церковь, в которой поставили присланную с Афона благодатную икону «Милующая».
Уже в наше время. в 1999 году, в Москву, на подворье Троице-Сергиевой Лавры, со Святой Горы Афон была прислана икона Божией Матери «Достойно есть». Эта икона - список с первоначального чудотворного образа, находящегося в алтаре соборного храма в административном центре Афона Карее. Написана она иконописцами-святогорцами из Скита святителя Николая, кисти которых принадлежит также список с Иверской иконы Божией Матери, находящийся в Иверской часовне в Москве. Появление в русской столице освященного на Афоне списка с чудотворного образа «Достойно есть», несомненно, является знаком особой милости Пресвятой Богородицы и Ее всегдашнего попечения о нас.
Тропарь, глас 4
Отцев все Афонское множество, / соберитеся, верно празднующе днесь радующеся / и светло восклицающе вси в веселии, / Божия бо Мати от Ангела преславно воспевается. // Темже, яко Богородицу, присно Сию славим.
Ин тропарь, глас тот же
Притецем вернии со дерзновением к Милующей Царице Богородице / и умиленно воззовем к Ней: / низпосли на ны милости Твоя богатыя: / град сей избави от всякаго обстояния, // мир даруй мирови и спасение душам нашим.
Кондак, глас 4
Празднует днесь весь Афон, / яко песнь прият от Ангела чудно / Тебе, чистей Богоматери, // Юже вся тварь чтит, славящи.
Ин кондак, глас 8
Архангельский глас вопием Ти, Всецарице: / достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, // Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.
Молитва
О, Пресвятая и Премилостивая Владычице Богородице! Припадая ко святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша, и яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам беспомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего: да не погубит нас за беззакония наша, но явит нам человеколюбно Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. И якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Тя пред Пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Ангела научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели, тако и ныне приими наше усердное молитвословие, Тебе приносимое. О, Царице Всепетая, простри ко Господу богоносныя Твоя руце, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси, и умоли Его избавити нас от всякаго зла. Яви, Владычице, Твою милость к нам: болящия исцели, скорбящие утеши, бедствующим помози, и сподоби нас благочестно житие сие земное совершити, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие наследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Источник: www.portal-slovo.ru