Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.

Преподобный
Ефрем Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

14 августа. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста

В ка­лен­да­ре Пра­во­слав­ной Церк­ви 1(14) ав­гу­ста име­ну­ет­ся празд­ни­ком «Про­ис­хож­де­ния Чест­ных Древ Кре­ста Гос­под­ня».

Что же Свя­тая Цер­ковь мо­лит­вен­но вос­по­ми­на­ет в этот день? Уже в са­мом на­зва­нии празд­ни­ка мы мо­жем уви­деть суть со­бы­тия. Сло­во «про­ис­хож­де­ние», а ес­ли точ­нее пе­ре­ве­сти с гре­че­ско­го язы­ка, то «предъ­ис­хож­де­ние», т. е. «не­се­ние впе­ре­ди», под­ра­зу­ме­ва­ет со­вер­шав­ше­е­ся в этот день ше­ствие с ча­стью под­лин­но­го Дре­ва Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня.

Этот обы­чай из­древ­ле су­ще­ство­вал в сто­ли­це Ви­зан­тий­ской им­пе­рии – во гра­де свя­то­го Кон­стан­ти­на.

Уже в Об­ряд­ни­ке им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Пор­фи­ро­род­но­го (912-959 гг.) на­хо­дят­ся по­дроб­ные пра­ви­ла из­не­се­ния Чест­но­го Дре­ва из ре­ликва­рия, со­вер­ша­е­мое пе­ред 1 ав­гу­ста. Гре­че­ский ча­со­слов 1897 го­да объ­яс­ня­ет эту тра­ди­цию сле­ду­ю­щим об­ра­зом: «По при­чи­не бо­лез­ней, весь­ма ча­сто бы­вав­ших в ав­гу­сте, из­дав­на в Кон­стан­ти­но­по­ле утвер­дил­ся обы­чай вы­но­сить Чест­ное Дре­во Кре­ста на до­ро­ги и ули­цы для освя­ще­ния мест и от­вра­ще­ния бо­лез­ней. На­ка­ну­не, 31 июля, из­но­ся его из цар­ской со­кро­вищ­ни­цы, по­ла­га­ли на св. тра­пе­зе Ве­ли­кой церк­ви (Со­фии). С на­сто­я­ще­го дня и да­лее, до Успе­ния Бо­го­ро­ди­цы, со­вер­ша­ли ли­тии по все­му го­ро­ду и крест пред­ла­га­ли на­ро­ду для по­кло­не­ния. Это и есть предъ­ис­хож­де­ние Чест­но­го Кре­ста».

В ме­ся­це­сло­ве Рус­ской Церк­ви до кон­ца XIV и на­ча­ла XV вв., ко­гда гос­под­ство­вал Сту­дий­ский устав, ни 31 июля, ни 1 ав­гу­ста не бы­ло ни­ка­кой служ­бы Жи­во­тво­ря­ще­му Кре­сту Гос­под­ню, ко­то­рая по­яв­ля­ет­ся в оте­че­ствен­ной бо­го­слу­жеб­ной тра­ди­ции с вве­де­ни­ем Иеру­са­лим­ско­го уста­ва. Но в 1168 го­ду в Рос­сии при мит­ро­по­ли­те Ки­ев­ском Кон­стан­ти­не уста­нав­ли­ва­ет­ся в этот день празд­но­ва­ние Все­ми­ло­сти­во­му Спа­су, Хри­сту Бо­гу на­ше­му, и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це Ма­рии, Ма­те­ри Его. Так на­зы­ва­е­мый в на­род­ном оби­хо­де «Пер­вый Спас». По­во­дом к уста­нов­ле­нию это­го празд­но­ва­ния в Рос­сии по­слу­жи­ла по­бе­да, одер­жан­ная при ве­ли­ком кня­зе Ан­дрее Бо­го­люб­ском рус­ски­ми вой­ска­ми над волж­ски­ми бол­га­ра­ми 1 ав­гу­ста, а в Гре­ции — по­бе­да в один и тот же день гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра Ма­ну­и­ла над ма­го­ме­та­на­ми-ара­ба­ми или са­ра­ци­на­ми в 1164 г.

Ца­рю Ма­ну­и­лу и кня­зю Ан­дрею, на­хо­див­шим­ся меж­ду со­бою в ми­ре и брат­ской люб­ви, слу­чи­лось в один и тот же день вый­ти на вой­ну: пер­во­му из Кон­стан­ти­но­по­ля про­тив са­ра­цин, и вто­ро­му из Ро­сто­ва про­тив волж­ских бол­гар. Гос­подь Бог да­ро­вал им пол­ную по­бе­ду над вра­га­ми. Бла­го­вер­ный князь Ан­дрей имел бла­го­че­сти­вый обы­чай, ше­ствуя на брань, брать с со­бою ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, дер­жа­щей на ру­ках Пред­веч­но­го Мла­ден­ца, Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, и изоб­ра­же­ние чест­но­го Кре­ста Хри­сто­ва, ко­то­рый но­си­ли сре­ди вой­ска два свя­щен­ни­ка. Пе­ред са­мым вы­ступ­ле­ни­ем он воз­но­сил ко Хри­сту и Бо­го­ма­те­ри усерд­ные слез­ные мо­лит­вы и при­об­щал­ся Бо­же­ствен­ных Та­ин Хри­сто­вых. Этим не­по­бе­ди­мым ору­жи­ем он во­ору­жал­ся бо­лее, не­же­ли ме­ча­ми и ко­пья­ми, и на по­мощь Выш­не­го на­де­ял­ся бо­лее, не­же­ли на храб­рость и чис­лен­ность сво­е­го вой­ска, хо­ро­шо зная из­ре­че­ние Да­ви­да: Не на си­лу ко­ня смот­рит Он, не к быст­ро­те ног че­ло­ве­че­ских бла­го­во­лит; Бла­го­во­лит Гос­подь к бо­я­щим­ся Его, к упо­ва­ю­щим на ми­лость Его (Пс. 146:10-11). Сво­их во­и­нов князь так­же по­буж­дал к мо­лит­вам и при­ме­ром соб­ствен­ных бла­го­го­вей­ных мо­литв, и пря­мым по­ве­ле­ни­ем, и все, пав­ши на ко­ле­ни, со сле­за­ми мо­ли­лись пред ико­ною Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы и чест­ным Кре­стом Хри­сто­вым:

О, Вла­ды­чи­це, ро­див­шая Хри­ста Бо­га на­ше­го! Вся­кий упо­ва­ю­щий на Те­бя не по­гиб­нет; и я, раб Твой, имею Те­бя по Бо­зе сте­ну и по­кров, и Крест Сы­на Тво­е­го — ору­жие на вра­гов обо­ю­ду острое. Умо­ли дер­жи­мо­го То­бою на ру­ках Спа­си­те­ля ми­ра, да бу­дет си­ла крест­ная как огнь, по­па­ля­ю­щий ли­ца со­про­тив­ных, и Твое все­силь­ное пред­ста­тель­ство да по­мо­жет нам по­бе­дить вра­гов на­ших.

По­сле усерд­ной мо­лит­вы все ло­бы­за­ли свя­тую ико­ну и чест­ный Крест и без­бо­яз­нен­но шли на вра­гов. Гос­подь со­дей­ство­вал им си­лою крест­ною и Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­ца ока­зы­ва­ла им по­мощь, хо­да­тай­ствуя за них пред Бо­гом.

По­сто­ян­но дер­жась та­ко­го обы­чая пред каж­дым сра­же­ни­ем, ве­ли­кий князь не из­ме­нил ему и пред бит­вою про­тив бол­гар: он вы­шел, имея, по­доб­но ца­рю Кон­стан­ти­ну Ве­ли­ко­му в древ­ние вре­ме­на, впе­ре­ди вой­ска Крест Гос­по­день. Вы­сту­пив на по­ле рус­ская рать об­ра­ти­ла бол­гар в бег­ство и, пре­сле­дуя их, за­хва­ти­ла пять го­ро­дов, в чис­ле ко­то­рых был и го­род Бря­хи­мов на ре­ке Ка­ме. Ко­гда же воз­вра­ти­лись по­сле бит­вы с не­вер­ны­ми в свой стан, то уви­де­ли, что от ико­ны Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем-Хри­стом ис­хо­дят свет­лые, по­доб­ные ог­нен­ным, лу­чи, оза­ря­ю­щие всё вой­ско; это бы­ло в пер­вый день ав­гу­ста ме­ся­ца. Див­ное зре­ли­ще ещё бо­лее воз­бу­ди­ло в ве­ли­ком кня­зе дух му­же­ства и на­деж­ды, и он сно­ва, об­ра­тив свои пол­ки в по­го­ню за бол­га­ра­ми, пре­сле­до­вал вра­га и сжёг боль­шин­ство го­ро­дов их, по­ло­жив на уце­лев­шие дань.

Гре­че­ский им­пе­ра­тор Ма­ну­ил, вы­шед­ший со сво­им вой­ском про­тив са­ра­цин, в тот же имен­но день ви­дел так­же по­доб­ное чу­до — ис­хож­де­ние от на­хо­див­шей­ся вме­сте с чест­ным Кре­стом сре­ди вой­ска ико­ны Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы со Спа­си­те­лем лу­чей, осе­ня­ю­щих весь полк, и в этот день он по­бе­дил са­ра­цин.

Князь Ан­дрей Бо­го­люб­ский ско­ро узнал о чу­дес­ном со­бы­тии в Гре­ции, а гре­че­ский им­пе­ра­тор Ма­ну­ил — о сход­ном по бла­го­да­ти чу­де в Рос­сии. Оба они про­сла­ви­ли Бо­га за од­но­вре­мен­но яв­лен­ное над ни­ми обо­и­ми чу­до­дей­ствен­ное про­мыш­ле­ние Его, а по­том по­сле со­ве­та со сво­и­ми ар­хи­ере­я­ми и са­нов­ни­ка­ми ре­ши­ли уста­но­вить 1-го ав­гу­ста празд­не­ство Гос­по­ду и Пре­чи­стой Его Ма­те­ри.

В Рус­ской Церк­ви это празд­не­ство со­еди­ни­лось ещё и с вос­по­ми­на­ни­ем Кре­ще­ния Ру­си 1 ав­гу­ста 988 го­да. Из­ве­стие о дне Кре­ще­ния Ру­си со­хра­ни­лось в хро­но­гра­фах ХVI ве­ка: "Кре­сти­ся князь ве­ли­кий Вла­ди­мир Ки­ев­ский и вся Русь ав­гу­ста 1". В Кон­стан­ти­но­по­ле из­дав­на су­ще­ство­вал обы­чай освя­щать во­ду в пер­вый день каж­до­го ме­ся­ца (кро­ме сен­тяб­ря и ян­ва­ря) по Уста­ву, из­ло­жен­но­му при Кон­стан­ти­но­поль­ском Пат­ри­ар­хе Фо­тии. По­ря­док со­вер­ше­ния был сле­ду­ю­щим: по окон­ча­нии утре­ни, вне хра­ма, в при­сут­ствии им­пе­ра­то­ра, со­вер­ша­лось во­до­освя­ще­ние, а "по­сле во­до­освя­ще­ния идет про­то­пре­сви­тер, а по сто­пам его ар­хи­ди­а­кон и про­то­псалт, ес­ли есть, или иной кто рав­но­го зва­ния, - ар­хи­ди­а­кон, не­ся Крест, а по­след­ний - со­суд со свя­той во­дой. Им­пе­ра­тор идет на­встре­чу. Про­то­пре­сви­тер, взяв Крест от ар­хи­ди­а­ко­на, под­но­сит его к устам им­пе­ра­то­ра и го­во­рит мо­лит­ву. Им­пе­ра­тор це­лу­ет Крест, а окру­жа­ю­щие по­ют мно­го­ле­тия". Бла­го­че­сти­вый при­двор­ный ви­зан­тий­ский обы­чай освя­щать во­ду в пер­вый день каж­до­го ме­ся­ца, был уна­сле­до­ван Пра­во­слав­ной Русью и по­ло­жил на­ча­ло во­до­освя­ще­нию 1 ав­гу­ста, воз­мож­но с этой тра­ди­ци­ей и был свя­зан вы­бор дня кре­ще­ния для ки­ев­лян.

В "Ска­за­нии дей­ствен­ных чи­нов свя­тыя со­бор­ныя и апо­столь­ския ве­ли­кия церк­ви Успе­ния", со­став­лен­ном в 1627 го­ду по по­ве­ле­нию Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Фи­ла­ре­та, да­ет­ся та­кое ука­за­ние, ка­са­ю­ще­е­ся празд­ни­ка Кре­ста Гос­под­ня 1 ав­гу­ста: "А на про­ис­хож­де­ние в день Чест­но­го Кре­ста бы­ва­ет ход освя­ще­ния ра­ди вод­но­го и про­све­ще­ния ра­ди люд­ско­го, по всем гра­дам и ве­сем". И со­глас­но с этим в этот день, по сло­жив­шей­ся тра­ди­ции, во всех хра­мах со­вер­ша­ет­ся ма­лое освя­ще­ние во­ды, по­сле ко­то­ро­го освя­ща­ет­ся мед но­во­го ме­до­сбо­ра. По бла­го­че­сти­во­му жиз­нен­но­му укла­ду, скла­ды­вав­ше­му­ся ве­ка­ми на Ру­си, лю­бое дей­ствие рус­ский че­ло­век на­чи­нал с мо­лит­вы, ис­пра­ши­вая бла­го­сло­ве­ние Бо­жие на свой труд, а за­кан­чи­вал бла­го­дар­ствен­ной мо­лит­вой. В этот день пче­ло­во­ды в пер­вых вы­ре­зан­ных со­тах но­си­ли освя­щать в цер­ковь мёд, при­уро­чив это к празд­нич­но­му во­до­свя­тию, со­вер­шав­ше­му­ся по тра­ди­ции в празд­ник Про­ис­хож­де­ния Чест­ных Древ Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня.. По­сле обед­ни и во­до­освя­ще­ния свя­щен­ник освя­щал мёд но­во­го уро­жая, и толь­ко по­сле это­го его раз­ре­ша­лось есть. Часть освя­щен­но­го мё­да ("по­по­ва до­ля") оста­ва­лась в церк­ви, за­тем уго­ща­ли при­чт, си­рот и ни­щих: "На Пер­вый Спас и ни­щий мед­ку по­про­бу­ет!" По­это­му име­но­вал­ся Пер­вый Спас и "ме­до­вым".

Празд­но­ва­ние 1 ав­гу­ста на Ру­си в XVI-XVII вв. от­ли­ча­лось осо­бой тор­же­ствен­но­стью.

Вот как празд­но­ва­ли Про­ис­хож­де­ние чест­ных Древ Кре­ста Гос­под­ня в Москве при ца­ре Алек­сее Ми­хай­ло­ви­че: на­ка­ну­не празд­ни­ка, то есть в ка­нун Спа­со­ва за­го­ве­нья, ве­че­ром 31 июля, "с Ев­до­ки­мо­ва дня на Про­ис­хож­де­ньев", го­су­дарь вы­ез­жал в Си­мо­нов мо­на­стырь, где слу­шал ве­чер­ню, а в сам празд­ник сто­ял за­ут­ре­ню. На­про­тив Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря, на Москве-ре­ке устра­и­ва­лась иор­дань, как в день Бо­го­яв­ле­ния. Над во­дой со­ору­жа­ли сень на че­ты­рех стол­бах с кар­ни­зом, ко­то­рая рас­пи­сы­ва­лась и увен­чи­ва­лась зо­ло­тым кре­стом. По уг­лам иор­да­ни изоб­ра­жа­лись свя­тые еван­ге­ли­сты, внут­ри нее - апо­сто­лы и свя­ти­те­ли. Иор­дан­ская сень укра­ша­лась цве­та­ми, ли­стья­ми, изоб­ра­же­ни­я­ми птиц, а око­ло нее устра­и­ва­лись два ме­ста - для го­су­да­ря, в ви­де круг­ло­го пя­ти­гла­во­го хра­ма, и для пат­ри­ар­ха, - ко­то­рые рас­пи­сы­ва­лись и укра­ша­лись резь­бой, от­го­ра­жи­ва­лись по­зо­ло­чен­ной ре­шет­кой; по­мост во­круг них за­сти­ла­ли алым сук­ном. В на­зна­чен­ное вре­мя, под ко­ло­коль­ный звон го­су­дарь вы­хо­дил на во­ду, окру­жен­ный бо­яра­ми и слу­жи­лы­ми людь­ми, для тор­же­ствен­но­го освя­ще­ния во­ды.

По­сле про­чте­ния мо­литв и по­гру­же­ния Кре­ста в во­ду го­су­дарь с бо­яра­ми опус­кал­ся в иор­дань, воз­ло­жив при этом на обыч­ное вы­езд­ное пла­тье свя­тые Кре­сты с мо­ща­ми - зо­ло­тые, уни­зан­ные дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми. Один из Кре­стов при­над­ле­жал пер­во­му Мос­ков­ско­му Мит­ро­по­ли­ту - свя­ти­те­лю Пет­ру, дру­гим бла­го­сло­ви­ла ца­ря Алек­сея его баб­ка, ино­ки­ня Мар­фа Ива­нов­на. Пе­ре­одев­шись под "се­нью" в су­хое пла­тье, царь при­кла­ды­вал­ся к Кре­сту и при­ни­мал пат­ри­ар­шее бла­го­сло­ве­ние. Ду­хо­вен­ство освя­щен­ной "иор­дан­ской" во­дой кро­пи­ло вой­ска и зна­мё­на, а же­ла­ю­щим раз­ли­ва­лась свя­тая во­да. Два се­реб­ря­ных со­су­да с этой во­дой от­прав­ля­лись в цар­ский дво­рец.

По­сле чи­на во­до­освя­ще­ния устра­и­ва­лись на­род­ные гу­ля­ния. В Москве схо­ди­лись гу­лять око­ло Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря, а в Нов­го­ро­де к празд­ни­ку бы­ла при­уро­че­на Спас­ская "празд­ниц­кая" - на­род­ное гу­ля­ние, про­ис­хо­див­шее на ост­ров­ке око­ло кре­пост­ных "Про­ис­хож­ден­ских", или во­дя­ных во­рот, по­лу­чив­ших свое на­зва­ние от­то­го, что че­рез эти во­ро­та про­хо­дил крест­ный ход на ре­ку Вол­хов.

Не толь­ко в го­ро­дах, но и в се­лах Рос­сии бы­ва­ло тор­же­ствен­ное вы­не­се­ние Кре­ста, со­вер­шал­ся крест­ный ход к во­до­е­мам (ре­кам, озе­рам, пру­дам) и ис­точ­ни­кам во­ды (ко­лод­цам), где про­ис­хо­ди­ли мо­леб­ны и освя­ще­ние во­ды, от­сю­да на­род­ное на­зва­ние празд­ни­ка: "Спас на во­де", или Спас Вод­ный (Мок­рый). По­сле во­до­свя­тия при­ня­то бы­ло ку­пать­ся: "На Спа­са ку­пать­ся - не­за­мо­лен­ные гре­хи про­стят­ся". Кро­ме лю­дей, ни­же по те­че­нию ку­па­ли ло­ша­дей, а пас­ту­хи при­го­ня­ли с паст­бищ до­маш­нюю ско­ти­ну и за­го­ня­ли ее в ре­ку для то­го, что­бы за­щи­тить жи­вот­ных от за­раз­ных бо­лез­ней.

В За­рай­ском уез­де на луг, рас­по­ло­жен­ный близ ре­ки Осетр, маль­чи­ки-под­рост­ки при­го­ня­ли ло­ша­дей с окрест­ных при­хо­дов. Ло­ша­дей вы­стра­и­ва­ли в две или три ли­нии, остав­ляя про­ход меж­ду ни­ми, и ожи­да­ли при­хо­да крест­но­го хо­да с хо­руг­вя­ми и ико­на­ми. По окон­ча­нии мо­леб­на и освя­ще­ния во­ды свя­щен­ник в со­про­вож­де­нии при­чет­ни­ка про­хо­дил по ря­дам ло­ша­дей и кро­пил их свя­той во­дой из кан­деи. В не­ко­то­рых ме­стах ло­ша­дей во­дой не кро­пи­ли, а пе­ре­го­ня­ли вплавь че­рез ре­ку, в ко­то­рой во­да пред­ва­ри­тель­но освя­ща­лась.

Из все­го вы­ше­опи­сан­но­го мы ви­дим, что празд­но­ва­ние в Рус­ской Церк­ви дня «Про­ис­хож­де­ния Древ Чест­но­го и Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня» име­ет осо­бый, уни­каль­ный ха­рак­тер, т. к. в рус­ской тра­ди­ции это празд­не­ство объ­еди­ни­ло в се­бя не­сколь­ко раз­но­вре­мён­ных тра­ди­ций и креп­ко во­шло в жиз­нен­ный уклад на­ше­го на­ро­да, ко­то­рый все­гда до­ро­жил сво­им бла­го­че­сти­вым бы­том.

 

ГИМНОГРАФИЯ

Тро­парь, глас 1

Спа­си, Гос­по­ди, лю­ди Твоя / и бла­го­сло­ви до­сто­я­ние Твое, / по­бе­ды на со­про­тив­ныя да­руя / и Твое со­хра­няя Кре­стом Тво­им жи­тель­ство.

Кондак, глас 4

Воз­не­сый­ся на Крест во­лею, / те­зо­име­ни­то­му Тво­е­му но­во­му жи­тель­ству / щед­ро­ты Твоя да­руй, Хри­сте Бо­же, / воз­ве­се­ли нас си­лою Тво­ею, / по­бе­ды дая нам на су­по­ста­ты, / по­со­бие иму­щим Твое ору­жие ми­ра / не­по­бе­ди­мую по­бе­ду.

Се­да­лен, глас 6

Крест Твой, Гос­по­ди, освя­ти­ся, / в нем бо бы­ва­ют ис­це­ле­ния не­мощ­ным во гре­сех, / его­же ра­ди при­па­да­ем Ти, по­ми­луй нас.

Источник: www.xxc.ru