Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.

Преподобный
Ефрем Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

16 августа. Прп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147)

Преподобный Антоний Римлянин – русский итальянец

Пре­по­доб­ный Ан­то­ний ро­дил­ся в 1067 го­ду в Ри­ме в се­мье знат­ных и со­сто­я­тель­ных го­ро­жан. С дет­ства он был вос­пи­тан ро­ди­те­ля­ми в хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии. В юно­сти пре­по­доб­ный Ан­то­ний изу­чил бо­го­сло­вие Во­сточ­ной Церк­ви и тво­ре­ния свя­тых от­цов.

Ли­шив­шись ро­ди­те­лей, свя­той Ан­то­ний ре­шил при­нять мо­на­ше­ство и по­ки­нуть Рим, т.к. рим­ские па­пы вся­че­ски ста­ра­лись об­ра­тить пра­во­слав­ных в ла­тин­ство.

Ему бы­ло то­гда 17 лет. Раз­дав од­ну часть бо­га­то­го на­след­ства ни­щим, а дру­гую, вло­жив в боч­ку и бро­сив в мо­ре, он все­це­ло пре­дал се­бя во­ле Бо­жи­ей и от­пра­вил­ся в стран­ствие по оби­те­лям, где под­ви­за­лись пра­во­слав­ные мо­на­хи.

В од­ном пу­стын­ном ски­ту он при­нял мо­на­ше­ский по­двиг и про­жил там два­дцать лет. Го­не­ния на пра­во­слав­ных со сто­ро­ны ла­ти­нян вы­ну­ди­ли бра­тию по­ки­нуть скит. Свя­той Ан­то­ний ски­тал­ся, пе­ре­хо­дя с ме­ста на ме­сто, по­ка не на­шел на пу­стын­ном бе­ре­гу мо­ря боль­шой ка­мень, на ко­то­ром це­лый год про­жил в по­сте и мо­лит­ве.

Страш­ная бу­ря, разыг­рав­ша­я­ся 5 сен­тяб­ря 1105 го­да, от­торг­ла от бе­ре­га ка­мень, на ко­то­ром сто­ял свя­той по­движ­ник, и по­нес­ла да­ле­ко в пу­чи­ну мор­скую. При­бы­вая в глу­бо­кой мо­лит­ве, пре­по­доб­ный Ан­то­ний не ис­пу­гал­ся, но все­це­ло пре­дал се­бя Бо­гу.

Ка­мень чу­дес­ным об­ра­зом по­нес­ло по во­дам. Пе­ре­плыв мо­ре, он во­шел в устье ре­ки и в ка­нун празд­ни­ка Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы оста­но­вил­ся на бе­ре­гу ре­ки Вол­хо­ва близ се­ла Вол­хов­ско­го, в трех вер­стах от Нов­го­ро­да. Со­бы­тие это за­сви­де­тель­ство­ва­но в Нов­го­род­ских ле­то­пи­сях.

Утром пре­по­доб­но­го Ан­то­ния об­на­ру­жи­ли жи­те­ли се­ла. Они с изум­ле­ни­ем смот­ре­ли на чуд­но­го при­шель­ца, ко­то­рый не смел сой­ти со сво­е­го кам­ня, став­ше­го до­мом его и твер­ды­ней, ис­пы­тан­ной сре­ди бурь. Не зная рус­ско­го язы­ка, свя­той Ан­то­ний на все во­про­сы от­ве­чал по­кло­на­ми.

Три дня свя­той мо­лил­ся на кам­не и про­сил Бо­га от­крыть ему, в ка­кой стра­не он на­хо­дит­ся. За­тем он от­пра­вил­ся в Нов­го­род, где по Про­мыс­лу Бо­жию встре­тил че­ло­ве­ка из ино­зем­ных куз­не­цов, ко­то­рый знал ла­тин­ский, гре­че­ский и рус­ский язы­ки. От не­го пре­по­доб­ный Ан­то­ний узнал, в ка­кой стра­не он на­хо­дит­ся. С удив­ле­ни­ем слу­шал он, что пе­ред ним Ве­ли­кий Нов­го­род и Свя­тая Со­фия, что ка­мень его не на во­дах Тиб­ра, а на Вол­хо­ве, ко­то­рый от­сто­ит на по­лу­го­дич­ный путь от древ­не­го Ри­ма, ему же трех­днев­ным ка­за­лось сие та­ин­ствен­ное стран­ствие на пу­чи­нах.

Вме­сте они во­шли в со­бор, где свя­щен­но­дей­ство­вал свя­ти­тель Ни­ки­та (†1108; па­мять 31 ян­ва­ря, 30 ап­ре­ля и 14 мая), и ду­ша при­шель­ца, го­ни­мо­го на сво­ей ро­ди­не за ве­ру пред­ков, ис­пол­ни­лась не­ска­зан­ной ра­до­стью, при ви­де бла­го­ле­пия служ­бы пра­во­слав­ной, столь убо­гой на остав­лен­ном им За­па­де. По­бы­вав в хра­ме, свя­той Ан­то­ний вер­нул­ся на свой ка­мень. Окрест­ные жи­те­ли ста­ли при­хо­дить к не­му за бла­го­сло­ве­ни­ем. У них пре­по­доб­ный на­учил­ся рус­ско­му язы­ку.

Че­рез не­ко­то­рое вре­мя пре­по­доб­ный Ан­то­ний от­пра­вил­ся в Нов­го­род к свя­ти­те­лю Нов­го­род­ско­му Ни­ки­те, ко­то­ро­му рас­ска­зал о сво­ем чу­дес­ном при­бы­тии. Свя­ти­тель Ни­ки­та хо­тел оста­вить пре­по­доб­но­го при ка­фед­ре, но свя­той Ан­то­ний ис­про­сил у не­го бла­го­сло­ве­ния жить на том ме­сте, где опре­де­лил ему Гос­подь. Че­рез не­ко­то­рое вре­мя свя­ти­тель Ни­ки­та сам по­бы­вал у пре­по­доб­но­го Ан­то­ния, ко­то­рый про­дол­жал жить на кам­не. Осмот­рев ме­сто, свя­ти­тель бла­го­сло­вил пре­по­доб­но­го ос­но­вать здесь мо­на­стырь в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Он по­лу­чил у по­сад­ни­ков ме­сто и освя­тил по­стро­ен­ный вна­ча­ле де­ре­вян­ный храм.

На сле­ду­ю­щий год ры­ба­ки ло­ви­ли ры­бу не­да­ле­ко от но­вой оби­те­ли, но не­удач­но. По сло­ву пре­по­доб­но­го они за­бро­си­ли не­вод еще раз и пой­ма­ли мно­го ры­бы, а так­же вы­та­щи­ли боч­ку, бро­шен­ную пре­по­доб­ным Ан­то­ни­ем в мо­ре на ро­ди­не. Свя­той узнал свою боч­ку, но ры­ба­ки не хо­те­ли от­дать ее ему. Пре­по­доб­ный пред­ло­жил им от­пра­вить­ся к су­дьям и рас­ска­зал, что в боч­ке на­хо­дят­ся пре­иму­ще­ствен­но свя­щен­ные со­су­ды и ико­ны (оче­вид­но, из до­мо­вой церк­ви его ро­ди­те­лей). По­лу­чив боч­ку, пре­по­доб­ный Ан­то­ний на имев­ши­е­ся в ней день­ги ку­пил у нов­го­род­ских по­сад­ни­ков зем­лю во­круг мо­на­сты­ря, се­ло и рыб­ные лов­ли.

С го­да­ми оби­тель пре­по­доб­но­го бла­го­устра­и­ва­лась и бла­го­укра­ша­лась. В 1117 го­ду был за­ло­жен ка­мен­ный храм в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рый освя­тил епи­скоп Нов­го­род­ский Иоанн (1110-1130) в 1119 го­ду. Не позд­нее 1125 го­да этот храм был рас­пи­сан. В это же вре­мя бы­ла по­стро­е­на ка­мен­ная тра­пез­ная, при ко­то­рой позд­нее со­ору­ди­ли храм в честь Сре­те­ния Гос­под­ня.

В 1131 го­ду пре­по­доб­ный Ан­то­ний, по же­ла­нию бра­тии оби­те­ли, был по­став­лен игу­ме­ном мо­на­сты­ря. Шест­на­дцать лет он управ­лял оби­те­лью, на­став­ляя бра­тию в бла­го­че­стии и бо­го­угод­ном жи­тии. Пе­ред кон­чи­ной он на­зна­чил пре­ем­ни­ком сво­е­го уче­ни­ка пре­по­доб­но­го Ан­дрея. Пре­по­доб­ный Ан­то­ний мир­но по­чил 3 ав­гу­ста 1147 го­да и был по­гре­бен епи­ско­пом Нов­го­род­ским Ни­фон­том (1130-1156) в мо­на­стыр­ском хра­ме в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

В 1597 го­ду при Все­рос­сий­ском Пат­ри­ар­хе Иове (1589-1607) и Нов­го­род­ском мит­ро­по­ли­те Вар­ла­а­ме (1592-1601) в первую пят­ни­цу по­сле дня па­мя­ти свя­тых пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла (29 июня) бы­ли об­ре­те­ны свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Ан­то­ния. Об­ре­те­нию мо­щей пред­ше­ство­ва­ли чу­дес­ные ис­це­ле­ния по мо­лит­вам свя­то­го. Так, на­при­мер, у гроб­ни­цы свя­то­го ис­це­лил­ся от смер­тель­ной бо­лез­ни игу­мен оби­те­ли Ки­рилл (1580-1594). В бла­го­дар­ность он по­стро­ил над кам­нем по­движ­ни­ка ча­сов­ню.

Не­кий бес­но­ва­тый свеч­ник по име­ни Фе­о­дор при­шел в мо­на­стырь и мо­лил­ся у кам­ня пре­по­доб­но­го, на ко­то­ром в то вре­мя уже был на­пи­сан об­раз свя­то­го. Ему явил­ся пре­по­доб­ный Ан­то­ний и ска­зал, что он ис­це­лит­ся от бе­са, ко­гда при­ло­жит­ся к кам­ню. Так и слу­чи­лось. Ис­це­ля­лись от бо­лез­ни так­же ино­ки оби­те­ли, ко­гда они об­ра­ща­лись к мо­лит­вен­ной по­мо­щи пре­по­доб­но­го.

Од­на­жды бла­го­че­сти­во­му ино­ку Ан­то­ни­е­вой оби­те­ли Ни­фон­ту бы­ло ви­де­ние, в ко­то­ром от­кры­лась во­ля Бо­жия о про­слав­ле­нии пре­по­доб­но­го Ан­то­ния. По хо­да­тай­ству Ни­фон­та и быв­ше­го игу­ме­на Ки­рил­ла, став­ше­го к то­му вре­ме­ни ар­хи­манд­ри­том Тро­и­це-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря, Свя­тей­ший Пат­ри­арх Иов по­ве­лел пе­ре­ло­жить мо­щи пре­по­доб­но­го Ан­то­ния в но­вую гроб­ни­цу и по­ста­вить их в храм для все­об­ще­го по­кло­не­ния. Пе­ред от­кры­ти­ем свя­тых мо­щей мит­ро­по­лит Нов­го­род­ский Вар­ла­ам и бра­тия оби­те­ли уста­но­ви­ли стро­гий пост и су­гу­бые мо­лит­вы пре­по­доб­но­му.

Пре­по­доб­ный Ан­то­ний явил­ся мит­ро­по­ли­ту Вар­ла­а­му и бла­го­сло­вил ис­пол­нить по­ве­ле­ние Пат­ри­ар­ха. 1 июля 1597 го­да, ко­гда разо­бра­ли гроб­ни­цу над мо­ги­лой, то уви­де­ли чест­ные мо­щи пре­по­доб­но­го, «яко жи­ва ле­жа­ща». Бла­го­уха­ни­ем на­пол­нил­ся весь мо­на­стырь. Свя­тые мо­щи бы­ли по­ло­же­ны в но­вую гроб­ни­цу ря­дом с ме­стом преж­не­го по­гре­бе­ния. От свя­тых мо­щей про­ис­хо­ди­ли чу­дес­ные ис­це­ле­ния боль­ных. В том же го­ду пре­по­доб­ный Ан­то­ний был про­слав­лен в ли­ке свя­тых.

Уче­ник и пре­ем­ник пре­по­доб­но­го Ан­то­ния игу­мен Ан­дрей со­ста­вил жи­тие свя­то­го, ко­то­рое в 1598 го­ду бы­ло до­пол­не­но упо­ми­нав­шим­ся ино­ком Ни­фон­том. Инок Ни­фонт со­ста­вил так­же Ска­за­ние об об­ре­те­нии мо­щей свя­то­го и по­хваль­ное сло­во ему. В 1168 го­ду был на­пе­ча­тан пер­вый ака­фист пре­по­доб­но­му, со­став­лен­ный быв­шим на­сто­я­те­лем Ан­то­ни­е­ва мо­на­сты­ря ар­хи­манд­ри­том Ма­ка­ри­ем.

Со вре­ме­ни об­ре­те­ния свя­тых мо­щей пре­по­доб­но­го Ан­то­ния в его оби­те­ли в первую пят­ни­цу по­сле Пет­ро­ва дня (в 1597 го­ду этот день при­шел­ся на 1 июля) со­вер­ша­лось осо­бое тор­же­ство. Из Нов­го­род­ско­го Со­фий­ско­го со­бо­ра в оби­тель шел крест­ный ход. Мно­же­ство на­ро­да сте­ка­лось со всей Нов­го­род­ской епар­хии. 17 ян­ва­ря, в день те­зо­име­нит­ства пре­по­доб­но­го, в оби­те­ли со­вер­ша­лось мест­ное празд­но­ва­ние в честь свя­то­го Ан­то­ния.

Бо­го­слу­жеб­ные со­су­ды, об­ре­тен­ные в боч­ке, бы­ли уве­зе­ны в Моск­ву Иоан­ном Гроз­ным и хра­ни­лись в риз­ни­це Мос­ков­ско­го Успен­ско­го со­бо­ра. Со­хра­ни­лись ду­хов­ная и куп­чая гра­мо­ты пре­по­доб­но­го Ан­то­ния, из­да­вав­ши­е­ся не­од­но­крат­но. По-преж­не­му в Рож­де­ствен­ском со­бо­ре Ан­то­ни­е­ва мо­на­сты­ря в Нов­го­ро­де на­хо­дит­ся ка­мень, на ко­то­ром пре­по­доб­ный Ан­то­ний чу­дес­но при­плыл из Ри­ма.

Источник: pravmir.ru