Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение.

Преподобный
Ефрем Сирин

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

22 октября. Корсунской иконы Божией Матери

Ис­то­рия это­го свя­то­го об­ра­за ухо­дит в се­дую древ­ность. Су­ще­ству­ют две вер­сии его про­ис­хож­де­ния.

Со­глас­но од­но­му пре­да­нию, сей об­раз на­пи­сан са­мим еван­ге­ли­стом Лу­кой. На Русь Ефес­ская, или Кор­сун­ская, ико­на по­па­ла в 988 го­ду, — бы­ла при­не­се­на кре­сти­те­лем Ру­си свя­тым рав­ноап­о­столь­ным ве­ли­ким кня­зем Вла­ди­ми­ром из Кор­су­ни в Ки­ев. Позд­нее об­раз по­пал в Ве­ли­кий Нов­го­род, за­тем в Моск­ву и до 1918 го­да на­хо­дил­ся в Успен­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля, за пре­сто­лом.

Дру­гое же пре­да­ние гла­сит, что ико­на бы­ла при­не­се­на на Русь в кон­це XII сто­ле­тия свя­той Ев­фро­си­ни­ей По­лоц­кой, в ми­ру Пре­ди­сла­вой, до­че­рью по­лоц­ко­го кня­зя Ге­ор­гия, с юных лет из­брав­шей путь по­движ­ни­че­ства. Она ос­но­ва­ла в По­лоц­ке жен­скую оби­тель с хра­ма­ми во имя Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Вто­рую из церк­вей оби­те­ли княж­на ре­ши­ла укра­сить древним об­ра­зом Пре­чи­стой. Род Ком­ни­нов, цар­ство­вав­ший в то вре­мя в Ви­зан­тии, со­сто­ял в род­стве с по­лоц­ки­ми кня­зья­ми. Ев­фро­си­ния от­пра­ви­ла к им­пе­ра­то­ру Ма­ну­и­лу Ком­ни­ну (1143—1169) и Все­лен­ско­му Пат­ри­ар­ху Лу­ке Хри­зо­вер­гу (1156—1169) гон­ца с бо­га­ты­ми да­ра­ми, и вла­ды­ки Вто­ро­го Ри­ма под­нес­ли в дар по­лоц­кой оби­те­ли див­ный об­раз, укра­шен­ный зо­ло­том, се­реб­ром и дра­го­цен­ны­ми ка­ме­нья­ми. В 1173 го­ду эта ико­на бы­ла тор­же­ствен­но уста­нов­ле­на в по­лоц­ком хра­ме во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, про­сла­вив­шись по­да­ва­е­мы­ми ею чу­дес­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми.

В 1239 го­ду свя­той князь Алек­сандр Нев­ский всту­пил в брак с до­че­рью по­лоц­ко­го кня­зя Бря­чи­сла­ва. Вен­ча­ние со­сто­я­лось в го­ро­де То­роп­це; в па­мять об этом кон­стан­ти­но­поль­ский об­раз был пе­ре­не­сен ту­да и до на­ча­ла ХХ пре­бы­вал в ико­но­ста­се то­ро­пец­ко­го Вос­кре­сен­ско­го со­бо­ра.

Ка­кая же из двух вер­сий про­ис­хож­де­ния Кор­сун­ской ико­ны вер­на? В фон­дах Ни­же­го­род­ско­го ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­но­го му­зея-за­по­вед­ни­ка бы­ла най­де­на ру­ко­пис­ная кни­га на две­на­дца­ти стра­ни­цах из хол­ста. Ру­ко­пись по­вест­ву­ет об ис­то­рии об­ре­те­ния Ефес­ской «Оди­гит­рии». Cия ико­на, — ска­за­но в ру­ко­пи­си, —на­пи­са­на в Ви­зан­тии в 1134 го­ду «при ар­хи­манд­ри­те ца­рь­град­ском Иоси­фе и ца­ре Ема­ну­и­ле гре­че­ском» с древ­не­го пер­во­на­чаль­но­го об­ра­за пись­ма са­мо­го апо­сто­ла Лу­ки.

«Ико­на Ефес­ская Оди­гит­рия сто­я­ла в ма­лой церк­ви ар­хи­манд­ри­та Иоси­фа в Ца­рь­гра­де мно­го лет. Тур­ки пле­ни­ли Ца­рь­град. Эту ико­ну скры­ли в зем­лю от вра­гов, не бы­ла бы по­ру­га­на свя­тая ико­на. В зем­ле со­хра­ня­лась она не­ма­ло лет. По во­ца­ре­нии ту­рок в Царь Гра­де про­шло не­мно­го вре­мя, и вы­ну­ли из зем­ли свя­тую ико­ну, ни­чем не­вре­ди­му. По об­ре­те­нии мно­же­ство бо­ля­щих ис­це­ли­лось от свя­тыя ико­ны. Воз­не­го­до­ва­ли на хри­сти­ян тур­ки, и вто­рое бо­я­лись хри­сти­я­ны, что­бы тур­ки не ис­тре­би­ли свя­тую ико­ну, всем бо­ля­щим вра­ча. По­сле ар­хи­манд­ри­та Иоси­фа, при­нес­ше­го сию ико­ну из Ефе­са, мно­го бы­ло на­мест­ни­ков. Свя­тую ико­ну пе­ре­да­вал в Рос­сию, мос­ков­ским бо­ярам Мо­ро­зо­вым, ца­ре­град­ский ар­хи­манд­рит Гав­ри­ил в 1461 го­ду…

И устро­и­ли при­не­сен­но­му об­ра­зу дра­го­цен­ную ри­зу из зла­та и среб­ра и дра­го­цен­ных ка­ме­ней и дру­го­го жем­чу­га и дра­го­цен­ную ко­ро­ну. Это дар цар­ский: ца­ри­цы Ана­ста­сии Ро­ма­нов­ны — су­пру­ги ца­ря Иоан­на Гроз­на­го, ско­ван­ный из чи­с­та­го зла­та.

Ца­ри­ца Ана­ста­сия име­ла лю­бовь к при­не­сен­но­му об­ра­зу из Ефе­са и ча­сто хо­ди­ла на мо­лит­ву Ефес­ской «Оди­гит­рии» в дом бо­яр Мо­ро­зо­вых. Ца­ри­ца Ана­ста­сия ше­ство­ва­ла сво­и­ми но­га­ми на мо­лит­ву, а не из­во­ли­ла в ка­ре­тах цар­ских».

И так про­дол­жа­лось мно­го лет. Но род бо­яр Мо­ро­зо­вых уга­сал, оста­лись от не­го толь­ко бо­ярин Глеб и же­на его бо­яры­ня Фе­о­до­сия. Ре­ши­ли Мо­ро­зо­вы пе­ре­дать чу­до­твор­ную свя­ты­ню «в пу­стын­ную Шар­пан­скую оби­тель в ни­же­го­роц­ких пре­де­лах во об­ла­сти Се­ме­нов­ской в ле­сах за ре­кою Вол­гою», устро­ен­ную в 1622 го­ду в цар­ство­ва­ние Ми­ха­и­ла Фе­до­ро­ви­ча.

В Ша­ран­ской оби­те­ли Кор­сун­ская со­хра­ня­лась без ма­ло­го две­сти лет. В пер­вые же го­ды пре­бы­ва­ния чу­до­твор­ной в оби­те­ли здесь на сред­ства бо­яры­ни Фе­о­до­сии бы­ли вы­стро­е­ны стран­но­при­им­ный дом и огром­ный храм, вме­щав­ший до ты­ся­чи мо­ля­щих­ся. Сот­ни пра­во­слав­ных по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние от сей свя­ты­ни.

Од­на­жды в 1728 го­ду Ни­же­го­род­ский ар­хи­епи­скоп Пи­ти­рим, «под­верг­шись не­ду­гу те­лес­но­му, стал рас­слаб­лен те­лом от ис­те­че­ния кро­ви его. Он ис­кал по­мо­щи от зем­ных вра­чей, но не един врач не мог ис­це­лить его от кро­во­те­че­ния. И оста­вил зем­ных вра­чей, и стал при­зы­вать на по­мощь Бо­га и Пре­чи­стую Бо­го­ро­ди­цу. Ар­хи­епи­скоп Пи­ти­рим слы­шал и ви­дел, что мно­же­ство лю­дей — ни­же­го­род­цев и из про­чих стран — идут и едут на по­кло­не­ние чу­до­твор­но­му об­ра­зу, мно­же­ство бо­ля­щих и страж­ду­щих. Ве­зут и все при­ем­лют в се­бе ис­це­ле­ние от свя­тыя ико­ны. Ар­хи­епи­скоп Пи­ти­рим дал свое обе­ща­ние ехать в об­ласть Се­ме­нов­скую, в оби­тель Шар­пан­скую, на по­кло­не­ние чу­до­твор­но­му об­ра­зу Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ви­дя, что от нея ис­те­ка­ет ве­ли­кий ис­точ­ник, бо­га­тыя ми­ло­сти и все страж­ду­щие и бо­ля­щие при­ем­лют ис­це­ле­ние от не­ис­то­щи­ма­го ис­точ­ни­ка свя­тыя ико­ны».

Вла­ды­ка Пи­ти­рим от­пра­вил­ся в Шар­пан­скую оби­тель и, об­ре­тя от ико­ны ис­це­ле­ние, объ­явил всем ни­же­го­род­цам, что это чу­до­твор­ный и див­ный об­раз. «Я же­лал бы эту ве­ли­кую свя­ты­ню при­но­сить в наш Ниж­не­нов­го­род в каж­нее ле­то», — ска­зал Пи­ти­рим. Все ве­лег­лас­но от­клик­ну­лись: все же­ла­ем, вла­ды­ко, при­нять чу­до­твор­ную ико­ну. Да­ем обе­ща­ние, вла­ды­ко, каж­нее ле­то при­но­сить чу­до­твор­ную ико­ну в Ниж­ний Нов­град. Ар­хи­епи­скоп Пи­ти­рим про­воз­гла­си: «…Бу­дет в на­шем гра­де ве­ли­кая ра­дость о при­ше­ствии ве­ли­кой за­ступ­ни­цы гра­ду на­ше­му, ей, бра­тие, по­мо­лим­ся. Ико­на бу­дет при­но­сить­ся в Ниж­ней Нов­град июля 10 дня в про­дол­же­ние пре­бы­ва­ния ико­ны по 15 сен­тяб­ря».

Так про­дол­жа­лось до 1853 го­да, ко­гда скры­лась ико­на и сле­ды ее за­те­ря­лись в ис­то­рии. А это был как ми­ни­мум тре­тий спи­сок с под­лин­ной Ефес­ской свя­ты­ни, со­здан­ной в Ви­зан­тии мест­ны­ми ма­сте­ра­ми.

При­ме­ча­тель­но, что еще один спи­сок с это­го об­ра­за так­же пре­бы­вал на Ни­же­го­род­ской зем­ле, в муж­ском Бла­го­ве­щен­ском мо­на­сты­ре, и столь же та­ин­ствен­но ис­чез, хо­тя преж­де пе­ре­жил не­вре­ди­мым три опу­сто­ши­тель­ней­ших по­жа­ра. Счи­та­ет­ся, что он был на­пи­сан в Ки­е­ве во вре­ме­на рав­ноап­о­столь­но­го ве­ли­ко­го кня­зя Вла­ди­ми­ра как ко­пия с при­не­сен­ной кре­сти­те­лем Ру­си из Кор­су­ни ико­ны. Ос­но­ва­ни­ем для та­ко­го пред­по­ло­же­ния слу­жи­ла над­пись на ри­зе на двух язы­ках, сла­вян­ском и гре­че­ском: «Об­раз сей пи­сан в ле­то 6501 (903) Си­мео­ном иеро­мо­на­хом». Глав­ная свя­ты­ня Бла­го­ве­щен­ско­го мо­на­сты­ря бы­ла при­сла­на ту­да чу­до­твор­цем Алек­си­ем, мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским, как пер­во­свя­ти­тель­ское бла­го­сло­ве­ние но­во­со­здан­ной оби­те­ли.

По­ми­мо то­го в Рос­сии име­лось без ма­ло­го пол­то­ра де­сят­ка мест­но­чти­мых спис­ков с Кор­сун­ской ико­ны позд­ней­ше­го про­ис­хож­де­ния: в псков­ском Из­бор­ске, в ка­фед­раль­ном Иса­а­ки­ев­ском со­бо­ре се­вер­ной сто­ли­цы, в Не­жи­не Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии, в се­ле Пи­ла­ти­ки Ро­ма­нов­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии, в мо­на­сты­рях Спа­со-Ев­фи­ми­е­вом в Суз­да­ле, Со­ло­вец­ком и Пав­ло-Об­нор­ском под Во­лог­дой и во мно­гих иных го­ро­дах, ве­сях и оби­те­лях. Еще боль­шим бы­ло ко­ли­че­ство хра­мов во имя Кор­сун­ской Бо­го­ма­те­ри.

Мо­лит­ва

О Пре­свя­тая Де­ва, Вла­ды­чи­це Бо­го­ро­ди­це, Еди­но­род­на­го Бо­га Сло­ва, вся­кия ви­ди­мыя и не­ви­ди­мыя тва­ри Твор­ца и Вла­ды­ку, еди­на­го от Тро­и­цы Гос­по­да, Бо­га же и Че­ло­ве­ка, па­че есте­ства и сло­ва рожд­шая, вме­сти­ли­ще Бо­же­ствен­ное, вся­кия свя­ты­ни и бла­го­да­ти при­ем­ни­це, в Ней­же ис­пол­не­ние Бо­же­ства пре­бы­ва­ет, бла­го­сло­ве­ни­ем Бо­га и От­ца и дей­ством Свя­та­го Ду­ха из­бран­ная от всея тва­ри, сла­во и не­из­гла­го­лан­ное ве­се­лие Ан­ге­лов, цар­ский апо­сто­лов и про­ро­ков вен­че, чуд­ное и все­х­валь­ное му­че­ни­ков му­же­ство и стра­даль­цев вен­ча­ние, прис­но­сущ­ных и не­тлен­ных воз­да­я­ний хо­да­та­и­це не­пре­лож­ная, пре­по­доб­ных честь и сла­во, не­за­блуд­на­го пу­ти учи­тель­ни­це, ис­точ­ни­че све­та, ми­ло­сти не­ис­то­щи­мая ре­ко, вся­ких чу­дес и да­ро­ва­ний ду­хов­ных мо­ре не­ис­чер­па­е­мое! Те­бе мо­лим­ся и Те­бе про­сим, ми­ло­стив­ную Ма­терь Че­ло­ве­ко­люб­ца Вла­ды­ки, по­ми­ло­ва­ти­ся нам, сми­рен­ным и не­до­стой­ным ра­бом Тво­им: при­з­ри ми­ло­стив­но на пле­не­ние на­ше и ис­це­ли со­кру­ше­ние душ и те­лес на­ших, ви­ди­мыя и не­ви­ди­мыя ра­ти ра­зо­ри, и вся­ко столп кре­по­сти, ору­жие во бра­нех, во­е­во­да и по­бор­ни­ца не­по­бе­ди­мая бу­ди нам не­до­стой­ным от ли­ца враг на­ших. По­ка­жи на нас древ­ния ми­ло­сти и чу­де­са Твоя. Яко един есть Царь и Вла­ды­ка Сын Твой и Бог, Ты же во­ис­ти­ну еси Бо­го­ро­ди­ца, от всех ро­дов бла­жи­мая, ис­тин­на­го Бо­га по пло­ти рожд­шая, и То­го ра­ди вся мо­же­ши и силь­на еси дей­ство­ва­ти, ели­ка аще во­ли­ши на не­бе­си и на зем­ли. Ис­пол­ни убо вся­кое про­ше­ние на поль­зу кое­муж­до, Вла­ды­чи­це: по­даждь не­ду­гу­ю­щим цель­бу, в мо­ри пла­ва­ю­щим ти­ши­ну и управ­ле­ние, с пу­те­ше­ству­ю­щи­ми спу­те­ше­ствуй и со­блю­дай я, ско­бя­щия уте­шай, ни­ще­ту и вся­кое те­лес­ное озлоб­ле­ние об­лег­чи, ду­шев­ныя же бо­лез­ни и стра­сти те­лес­ныя преж­де всех по­тре­би Тво­им не­ви­ди­мым пред­ста­тель­ством и хо­да­тай­ством, яко да путь вре­мен­ныя сея жиз­ни доб­ре и не­пре­ткно­вен­но скон­ча­ем, и веч­ная оная бла­га Те­бе ра­ди во Цар­ствии Не­бес­нем по­лу­чим. Из­ряд­нее же Те­бе вру­ча­е­мый град сей и всяк град и стра­ну от гла­да, гу­би­тель­ства, тру­са, по­то­па, ог­ня и ме­ча, от на­хож­де­ния ино­пле­мен­ных и меж­до­усоб­ныя бра­ни и от на­прас­ныя смер­ти из­ба­ви, и всяк гнев пра­вед­но на ны дви­жи­мый от­вра­ти, бла­го­во­ле­ни­ем и бла­го­да­тию Еди­но­род­на­го Сы­на Тво­е­го, Ему­же по­до­ба­ет вся­кая сла­ва, честь и по­кло­не­ние, со Без­на­чаль­ным Его От­цем и Прис­но­сущ­ным и Жи­во­тво­ря­щим Ду­хом, ны­не и прис­но и во ве­ки ве­ков. Аминь.

На­деж­да Дмит­ри­е­ва
Из кни­ги "О Те­бе радуется!"