Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Веруй, знай и думай, что Бог с тобою невидимо есть везде. И что ни делаешь и мыслишь – все видит, и что ни говоришь – все слышит. Старайся всегда видеть Его верою перед собою.

Святитель
Тихон Задонский

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

Парад Победы 1945 года

«Троица»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Троице-Сергиева лавра»
Документальный фильм

Тропарь, кондак и величание Святой Троице

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин»
Документальный фильм

Горняя песнь

«Вознесение»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Честный разговор с самим собой

16 июля на 44 году жизни от инсульта скончался известный русский ху­дож­ник Па­вел Ры­жен­ко. Предлагаем читателям интервью с художником, которое было размещено на портале Русский мир 16 марта 2011 года.

– Па­вел, ко­гда вы на­ча­ли ри­со­вать?

– Ри­со­вал лет с пя­ти – как все де­ти. По­том по­сту­пил в ху­до­же­ствен­ную шко­лу в род­ном го­ро­де – Ка­лу­ге. Ни­чем не вы­де­лял­ся на об­щем фо­не.

В 11 лет по­сту­пил в Мос­ков­скую сред­нюю ху­до­же­ствен­ную шко­лу (МСХШ) при Ин­сти­ту­те им. Су­ри­ко­ва, ко­то­рая рань­ше рас­по­ла­га­лась на­про­тив Тре­тья­ков­ской га­ле­реи. Окон­чил ее в 1987 го­ду, по­том слу­жил в ар­мии. Ни­че­го вы­да­ю­ще­го­ся не де­лал. Мо­гу ска­зать, что в МСХШ про­цент та­лант­ли­вых ре­бят был очень ве­лик, к их чис­лу, кста­ти, я не от­но­сил­ся. Их учеб­ные ра­бо­ты мож­но бы­ло сме­ло ве­шать в Тре­тья­ков­ку ря­дом с Су­ри­ко­вым или Ре­пи­ным.

– Ку­да же по­том де­лись эти «та­лант­ли­вые ре­бя­та»?

– Я сам се­бе этот во­прос за­даю. На­ше го­су­дар­ство, что ли, так устро­е­но? Я до сих пор не­ко­то­рых из них встре­чаю и не по­ни­маю: ку­да что де­лось? Сей­час их твор­че­ство раз­вра­ще­но до та­ко­го со­сто­я­ния, что его с тру­дом вы­дер­жи­ва­ют да­же сте­ны ЦДХ, ко­то­рые, ка­жет­ся, при­вык­ли ко все­му. Как так вы­шло, что у нас та­лант­ли­вый че­ло­век как буд­то в сер­ную кис­ло­ту по­ме­ща­ет­ся и рас­тво­ря­ет­ся?

– Ка­рье­ра, сла­ва, спон­со­ры, «на­до по­мочь мо­ло­дым та­лан­там»…

– Зна­е­те, ни­ка­кие день­ги не по­мо­гут. Мож­но да­вать день­ги, а ху­дож­ник еще ху­же бу­дет ра­бо­тать. Я раз­го­ва­ри­вал об этом с Га­ли­ной Виш­нев­ской, она пра­виль­но го­во­рит: та­лант­ли­во­му че­ло­ве­ку по­мо­гать не на­до, он сам дол­жен про­бить­ся. В ка­кой-то сте­пе­ни я с этим со­гла­сен. Бог ведь смот­рит на серд­це и на устрем­ле­ния ду­ши: ра­ди че­го и как та­лант ис­поль­зу­ет­ся? На­вер­ное, боль­шин­ству та­лант­ли­вых ре­бят не по­вез­ло с учи­те­ля­ми, с те­ми, кто вос­пи­ты­ва­ет ду­ши, а не про­сто учит че­му-то. Ведь сам та­лант раз­ви­ва­ет­ся слож­но, рыв­ка­ми. И жизнь ху­дож­ни­ка на­по­ми­на­ет за­бег на ма­ра­фон­скую ди­стан­цию. Ча­сто ведь как бы­ва­ет? Не­опыт­ный ма­ра­фо­нец так стар­ту­ет, что гла­за из ор­бит у всех вы­ле­за­ют, по­ра­жа­ешь­ся про­сто: как мож­но так пи­сать в 11, 12 или 13 лет? А по­том ви­дишь, как он мол­ние­нос­но вы­ды­ха­ет­ся и в 20 лет пи­шет ху­же, чем сам пи­сал в 10…

– Вы учи­лись у Ильи Гла­зу­но­ва. Вам по­вез­ло с учи­те­лем, ко­то­рый не про­сто учит, но и ду­шу вос­пи­ты­ва­ет?

– Учить­ся у Гла­зу­но­ва – это и сча­стье, и по­чет, и од­но­вре­мен­но огром­ный лич­ный труд. Илья Сер­ге­е­вич Гла­зу­нов – ге­ни­аль­ный пе­да­гог и ни­ка­кой ху­дож­ник. Это мое лич­ное мне­ние. Я сей­час сво­бо­ден в сво­их суж­де­ни­ях, до­ста­точ­но мно­го вре­ме­ни про­шло. Я счи­таю его сво­им учи­те­лем. Он сфор­ми­ро­вал ме­ня как лич­ность. По­ни­ма­е­те, это как сти­хия. Че­ло­век мо­жет не вы­дер­жать этой сти­хии и пре­вра­тить­ся в ни­что­же­ство ря­дом с ним. Тот, кто его пе­ре­жил как за­бо­ле­ва­ние, ста­но­вит­ся силь­нее. Да, то, что он де­лал рань­ше – его ве­ли­ко­леп­ные ил­лю­стра­ции к До­сто­ев­ско­му, Лес­ко­ву, – это как буд­то де­лал дру­гой че­ло­век. И по­смот­ри­те на то, что сей­час: эти раз­моз­жен­ные че­ре­па, пас­халь­ные но­чи, раз­ру­ше­ние хра­мов…

Гла­зу­нов, рус­ский дво­ря­нин, вы­да­ю­щий­ся но­си­тель преж­ней, ушед­шей, как Ат­лан­ти­да, куль­ту­ры, с ним ни­кто из ны­неш­них пе­да­го­гов срав­нить­ся не мо­жет. Но, мне ка­жет­ся, се­го­дня все та­кие боль­шие ху­дож­ни­ки пе­ре­жи­ва­ют се­рьез­ную внут­рен­нюю дра­му: они пе­ре­ста­ют быть са­ми­ми со­бой.

– По­че­му, по-ва­ше­му, так про­ис­хо­дит?

– Мне ка­жет­ся, на­до боль­ше при­слу­ши­вать­ся к здра­вой кри­ти­ке, пе­ре­стать бо­леть звезд­ной бо­лез­нью. Это и есть сми­ре­ние. Это я го­во­рю преж­де все­го са­мо­му се­бе. В лю­бой кри­ти­ке, да­же в лю­бом по­но­ше­нии есть здра­вое зер­но. Иной раз те­бя на­чи­на­ют ру­гать, и не­ожи­дан­но в этих сло­вах про­би­ва­ет­ся что-то дель­ное. А ко­гда че­ло­век при­вы­ка­ет к то­му, что ему все во­круг по­ют ди­фи­рам­бы… Зна­е­те, Илью Сер­ге­е­ви­ча столь­ко сла­во­сло­вят… Да я и сам, греш­ный, то же са­мое го­во­рил… А по­том мы удив­ля­ем­ся: как это че­ло­век не по­ни­ма­ет, что он де­ла­ет? А как ему по­нять, ес­ли толь­ко чуть он за­со­мне­ва­ет­ся – и тут же, как чер­ти из та­ба­кер­ки, по­яв­ля­ют­ся с де­ся­ток льсте­цов, ко­то­рые кри­чат: «Ге­ни­аль­но! Это Ти­ци­ан! Ве­ро­не­зе бы ры­дал!»

С мо­ей точ­ки зре­ния, для ху­дож­ни­ка слу­же­ние Рос­сии – это не ис­те­ри­ки на хол­стах и не ка­кие-то шоу. Слу­же­ние ис­кус­ству не­раз­дель­но с ре­ли­ги­оз­ным на­ча­лом, с усто­я­ми, с глу­бо­кой куль­ту­рой. На­до слу­жить Бо­гу сво­им твор­че­ством, а не ка­ким-то соб­ствен­ным пред­став­ле­ни­ям о том, что хо­ро­шо для Рос­сии.

– Вы при­вер­же­нец ре­а­ли­сти­че­ской шко­лы…

– Ни­че­го, кро­ме ре­а­лиз­ма, я не при­знаю. Все осталь­ное, на мой взгляд, су­ма­сше­ствие в раз­ных фор­мах.

– Се­го­дня вос­тор­га­ют­ся дру­гим. Зна­е­те, раз­ре­зан­ные аку­лы в фор­ма­ли­не, эпа­ти­ру­ю­щие пер­фор­ман­сы, ин­стал­ля­ции…

– Да-да, те­ле­ви­зи­он­ные шоу, блок­ба­сте­ры и так да­лее… На­род бо­лен по­чти смер­тель­но. При­хо­дят лю­ди и спра­ши­ва­ют: а Ни­кас Сафро­нов хо­ро­ший ху­дож­ник? Что я дол­жен от­ве­чать? Я мол­чу. Прав­да за­клю­ча­ет­ся в том, что, раз вы за­да­е­те та­кой во­прос, – вы боль­ны. А Дон­цо­ва – на­сто­я­щий пи­са­тель? По­ни­ма­е­те? Это мы за­да­ем та­кие во­про­сы, мы – на­след­ни­ки До­сто­ев­ско­го, Су­ри­ко­ва… Да, сей­час вре­мя Дон­цо­вых, но и в том чис­ле – вре­мя на­сто­я­ще­го по­движ­ни­че­ства. Есть воз­мож­ность пи­сать, от­тал­ки­ва­ясь от клас­си­че­ской рус­ской шко­лы жи­во­пи­си, в ли­те­ра­ту­ре – от клас­си­че­ской рус­ской ли­те­ра­тур­ной шко­лы, в му­зы­ке – то же са­мое. Рах­ма­ни­но­ва и Чай­ков­ско­го ни­кто не от­ме­нял, как Пуш­ки­на, Су­ри­ко­ва и Ре­пи­на.

– По­че­му, по-ва­ше­му, мно­гие от­вер­ну­лись от ре­а­лиз­ма в жи­во­пи­си?

– В ре­а­лиз­ме оди­на­ко­во важ­ны ис­крен­ность и не­ис­крен­ность. Вот чем под­ку­па­ет аб­страк­ци­о­низм и то­му по­доб­ное? По­ни­ма­е­те, ча­ще все­го это ведь во­пи­ю­щее, но ис­крен­нее су­ма­сше­ствие. С при­щу­ром на то, что ка­кой-ни­будь за­пад­ный га­ле­рист это оце­нит. Ко­гда си­дит чу­че­ло Льва Тол­сто­го в клет­ке, а свер­ху на не­го га­дит ку­ри­ца – это мо­жет вы­звать ка­кую-то ре­ак­цию. Воз­му­ще­ние, гнев, от­вра­ще­ние, но это все-та­ки ре­ак­ция. А ужас со­вре­мен­но­го ре­а­лиз­ма в чем? Ви­сит порт­рет или пей­заж, ре­а­ли­сти­че­ски на­пи­сан­ный, вид­но, что ма­сте­ро­ви­то… Но он не вы­зы­ва­ет ни­ка­ких чувств. Ни вос­тор­га, ни слез, ни ра­до­сти. Да­же от­вра­ще­ния. А по­че­му? Но­си­тель этой шко­лы – та­лант­ли­вый в про­шлом че­ло­век – по­те­рял се­бя как лич­ность. Он сво­им этим ре­а­лиз­мом все­го лишь за­ра­ба­ты­ва­ет на ку­со­чек хле­ба с мас­ли­цем. Он да­же не по­ни­ма­ет, что за­ра­бо­тал бы на ка­ра­вай с мас­лом, ес­ли бы за­ни­мал­ся сво­им де­лом пре­дель­но чест­но и был бы в ла­ду с Бо­гом и сво­ей со­ве­стью.

Мы что-то по­те­ря­ли са­ми. Не на­до ви­нить ни вла­сти, ни на­чаль­ство, ни спон­со­ров, ни их на­ли­чие или их от­сут­ствие. Нуж­но на­чать чест­ный раз­го­вор с са­мим со­бой.

– А вы ко­гда на­ча­ли чест­ный раз­го­вор с са­мим со­бой?

– На­вер­ное, еще то­гда, ко­гда учил­ся у Гла­зу­но­ва. Зна­е­те, Илья Сер­ге­е­вич – это це­лый ма­те­рик. Я очень люб­лю его как че­ло­ве­ка, но чест­но го­во­рю, что ду­маю о его твор­че­стве. Ему льстят, и он за­блу­дил­ся. Это не от­вер­га­ет его та­лан­та – как пре­по­да­ва­те­ля и как ху­дож­ни­ка. На­обо­рот, это го­во­рит о том, что, ко­гда че­ло­век та­лант­лив, его слиш­ком мно­го ис­ку­ша­ют.

Я учил­ся у не­го, как и боль­шин­ство сту­ден­тов, ни­чем осо­бо не вы­де­ля­ясь. Я не мо­гу ска­зать, что боль­ше, чем они, хо­тел че­го-то. Про­сто у ме­ня бы­ло свое пред­став­ле­ние о том, как я в даль­ней­шем бу­ду ра­бо­тать. Я не ви­дел се­бя в кон­тек­сте ка­ко­го-то ху­дож­ни­че­ско­го дви­же­ния, я не со­би­рал­ся смот­реть гла­за­ми Ильи Сер­ге­е­ви­ча на мир. Но ме­ня бы не бы­ло как ху­дож­ни­ка, а мо­жет быть, и как че­ло­ве­ка, ес­ли бы в 90-м го­ду, ко­гда я по­сту­пил в ака­де­мию, я бы не взял то, что он да­вал, и не на­пра­вил в са­мую свою ду­шу. По­ни­ма­е­те, на ме­ня, мо­жет, боль­шее впе­чат­ле­ние про­из­во­ди­ли да­же не его сло­ва, а ин­то­на­ции, с ко­то­ры­ми он го­во­рил, его ма­не­ры. Пред­ставь­те: 90-й год, Санкт-Пе­тер­бург, то­гда еще Ле­нин­град, и мы – 60 сту­ден­тов кто от­ку­да. В об­щем, та­кие лю­ди с авось­ка­ми. Кар­точ­ки про­дук­то­вые. Со­ба­ки бро­дя­чие на Двор­цо­вой пло­ща­ди. И вдруг на этой же Двор­цо­вой пло­ща­ди по­яв­ля­ет­ся в рос­кош­ной рас­пах­ну­той шу­бе ба­рин. На­сто­я­щий. И у ко­го-то мысль: «о, гад, за­жрал­ся!» А ме­ня по­ра­зи­ло со­от­вет­ствие это­го че­ло­ве­ка этой пло­ща­ди и этим зда­ни­ям. По­ни­ма­е­те? И даль­ше я все впи­ты­вал как губ­ка, что-то от­вер­гая, что-то при­ни­мая. Я по­нял, что Рос­сии во­все не 70 лет. И да­же не 200. Я по­нял, ка­ким мо­жет быть ари­сто­крат. Ведь ари­сто­кра­тизм – это не толь­ко шу­ба, есте­ствен­но. Это – от­но­ше­ния с людь­ми. Это – от­но­ше­ния с со­бой, веч­но­стью, Бо­гом. И вот за од­но это до смер­ти бу­ду Бо­га мо­лить об этом че­ло­ве­ке и ни­ко­гда в жиз­ни не от­ре­кусь от не­го как от учи­те­ля.

Я ду­маю, его на­сто­я­щие уче­ни­ки – это те, кто по­нял на ру­бе­же слож­ных для нас ХХ и ХХI ве­ков, что мы до­стой­ны сво­ей ис­то­рии, что нам не­за­чем уни­жать­ся, нам не на­до ни пе­ред кем ле­бе­зить. Что мы но­сим в се­бе боль­шую дра­го­цен­ность – пра­во­сла­вие. А нам на­вя­зы­ва­ют од­но и то же: «Иван безум­ный, без­об­раз­ный», «раз­врат­ная Ека­те­ри­на», «па­ра­но­ик Петр», «Ни­ко­лаш­ка Кро­ва­вый – без­воль­ный», «Алек­сандр III – ал­ко­го­лик». Я про­сто сам для се­бя по­ста­вил боль­шую точ­ку и ре­шил по­свя­тить остат­ки все­го то­го, что у ме­ня есть, то­му, что­бы преж­де все­го до­ка­зать се­бе, что я не жи­раф, я – рус­ский че­ло­век. На хол­стах до­ка­зать. А ес­ли зри­те­ли – спе­ци­аль­но для них я ни­че­го не де­лаю – при­дут и уви­дят мою ис­по­ведь на хол­сте, то­гда они са­ми сде­ла­ют вы­во­ды: кто они. Сам че­ло­век вы­би­ра­ет, кто он есть, ку­да ему ид­ти даль­ше. А тех­ни­ка жи­во­пи­си – как это де­ла­ет­ся и так да­лее – все рав­но. То, что в Тре­тья­ков­ке вы­став­ля­ет­ся, – на­мно­го луч­ше. На­мно­го.

– Слож­но со­гла­сить­ся с ва­шим «все рав­но». В кар­ти­не да­ле­ко не все ре­ша­ет толь­ко тех­ни­ка. Вы вот толь­ко что при­во­ди­ли удач­ный при­мер: ви­сит порт­рет или пей­заж, ис­пол­нен­ный ма­сте­ро­ви­то, а эмо­ций ни­ка­ких не вы­зы­ва­ет.

– Да, это я по­го­ря­чил­ся. За­ло­жен­ный в кар­ти­не дух все ре­ша­ет. Это та­кая огром­ная те­ма… Бо­лезнь ре­а­ли­сти­че­ско­го ис­кус­ства: че­ло­век пи­шет, а не со­зда­ет об­раз. Не про­пус­ка­ет об­раз че­рез внут­рен­ний опыт и куль­ту­ру, а ба­наль­но фик­си­ру­ет. Но ху­дож­ник сам-то се­бя не об­ма­ны­ва­ет. Он по­ни­ма­ет, что об­ра­за нет, что не по­лу­чи­лось ни­че­го. И то­гда он на­сы­ща­ет кар­ти­ну мик­ро­ско­пи­че­ски­ми де­таль­ка­ми, что-то до­ду­мы­ва­ет, при­укра­ши­ва­ет… И по­лу­ча­ет­ся то, что мы сей­час ви­дим в боль­шом ко­ли­че­стве: сла­ща­вая ре­а­ли­сти­че­ская муть, ко­то­рая ни­че­го, кро­ме от­вра­ще­ния, вы­звать не мо­жет. Вы го­во­ри­те: нет ре­а­лиз­ма? Пой­ди­те в ЦДХ на оче­ред­ную яр­мар­ку. Там ты­ся­чи этих кре­стов, церк­ву­ше­чек, пей­за­жи­ков. Как это обыч­но сей­час? Ко­гда зна­ко­мят, го­во­рят: зна­е­те ху­дож­ни­ка Пет­ро­ва? Нет, от­ве­чаю. Ну как же, он ве­ру­ю­щий, пи­шет церк­ви, мо­на­хов ри­су­ет, он лю­бит Рос­сию. А те­перь на­чи­на­ем сна­ча­ла. Я за­даю во­прос: где он учил­ся? Ка­кая у не­го кар­ти­на, ко­то­рая из­вест­на всем? Он та­лант­ли­вый че­ло­век или нет? Ни на один во­прос по су­ще­ству от­ве­та нет. А ан­ту­раж, ве­нок лав­ро­вый – уже есть. Вот это – на­ша страш­ная бо­лезнь. Весь этот ан­ту­раж. Едет ни­что­же­ство в джи­пе, он сам се­бя «упа­ко­вал», он та­кой важ­ный и «со­сто­яв­ший­ся». Он очень не лю­бит, что­бы ему го­во­ри­ли что-ли­бо «про­тив шер­сти». Ни­ка­кой кри­ти­ки! И ведь то же са­мое мож­но ска­зать не толь­ко о ху­дож­ни­ках. И о вра­чах, и об уче­ных, и об учи­те­лях. Это – вез­де. И в ва­шем ре­мес­ле на­вер­ня­ка. По су­ти, все, что де­ла­ет боль­шин­ство из нас, – скуч­но, без­дар­но, убо­го, ни­чтож­но. Но каж­дый из та­ких лю­дей зна­ком с тем или с этим, здесь он «за­све­тил­ся», там он «за­кон­та­чил­ся». Эта­кий «свой» че­ло­ве­чек. Ему еще со­ро­ка нет, а он уже ака­де­мик в ка­кой-ни­будь ака­де­мии. И вро­де да­же что-то со­бой пред­став­ля­ет… А на са­мом де­ле – ни­че­го, пу­сто­та. Вот, мне ка­жет­ся, в чем тра­ге­дия Рос­сии се­го­дня. Чи­та­ем не то, смот­рим не то, слу­ша­ем не то. И еще хва­лим все это. А ведь все­гда есть про­стой вы­бор: не смот­реть, не чи­тать, не слу­шать то, что не от­но­сит­ся к ис­кус­ству.

– Боль­шин­ство лю­дей ве­до­мы в во­про­сах ис­кус­ства. Да и зна­е­те ли… Вот, к при­ме­ру, ва­ша вы­став­ка. Мы узна­ли о ней слу­чай­но, при­шли – и не по­жа­ле­ли. Но ведь о вы­став­ке прес­са не со­об­ща­ла.

– Ну да, нет ре­кла­мы… Я сей­час мо­гу до­мыс­лить, по­че­му ее нет, и вы мо­же­те пред­ста­вить, и мы с ва­ми сде­ла­ем пра­виль­ные вы­во­ды. Но прав­да глуб­же. Прав­да в том, что мне, как че­ло­ве­ку, не по­лез­но, что­бы о вы­став­ке зна­ли мил­ли­о­ны. Прав­да в том, что у то­го, Кто дал мне воз­мож­ность все это на­пи­сать, свой план по по­во­ду то­го, как и ко­го из лю­дей на вы­став­ку при­ве­сти. Штуч­но. То­чеч­но. Вы по­ни­ма­е­те?

Нам всем хо­чет­ся мас­со­во­сти. Но… Ви­ди­те, вот ле­жит кни­га от­зы­вов о вы­став­ке. Там мно­го че­го на­пи­са­но. Но мне лич­но до­рог один-един­ствен­ный от­зыв. Не­зна­ко­мый мне че­ло­век на­пи­сал: «Спа­си­бо вам, что вы не взя­ли ни­ка­ких зва­ний».

– А у вас нет ни­ка­ких зва­ний?

– Нет. Я со­зна­тель­но от­ка­зал­ся от всех зва­ний. Из­ви­ни­те, у ме­ня зва­ние – рус­ский ху­дож­ник. «За­слу­жен­ный», «на­род­ный» – я не хо­чу этих зва­ний по­лу­чать, по­то­му что сре­ди за­слу­жен­ных и на­род­ных есть, на­при­мер, Олег Ку­лик, ко­то­рый со­ба­ку изоб­ра­жал. Есть и дру­гие. За­слу­жен­ных и на­род­ных, ко­то­рых на­род не зна­ет, вы да­же пред­ста­вить се­бе не мо­же­те сколь­ко.

Так вот этот са­мый един­ствен­ный от­зыв для ме­ня очень ва­жен. Он озна­ча­ет, что лю­ди все рав­но по­ни­ма­ют то, что нуж­но по­нять. Наш на­род за­гнан­ный, раз­вра­щен­ный, за­би­тый – даль­ше не­ку­да… Но, ви­ди­мо, в нас ге­не­ти­че­ски что-то та­кое стран­ное за­ло­же­но. Сто­ит толь­ко нам что-то на­пом­нить пра­виль­ное, и гля­дишь – моз­ги на ме­сто ста­но­вят­ся. Так что сколь­ко на вы­став­ку при­шло на­ро­ду – это ров­но столь­ко, сколь­ко нуж­но. Ко­неч­но, хо­чет­ся, что­бы при­шло как мож­но боль­ше. Но это не в мо­ей вла­сти. До мил­ли­о­нов зри­те­лей мож­но дой­ти дву­мя пу­тя­ми. Пер­вый – чест­ный, без де­неж­ных вли­ва­ний, че­рез соб­ствен­ный труд, по­ка­я­ние, ра­бо­ту над сво­ей ду­шой. И Бог то­гда сам все вы­стра­и­ва­ет как нуж­но. Вто­рой – путь гря­зи, ле­сти, сде­лок с со­ве­стью, спон­со­ров и про­чих «пре­ле­стей». Каж­дый сам вы­би­ра­ет свой путь…

– На ко­то­ром все­гда столь­ко ис­ку­ше­ний и стрем­ле­ний оправ­дать свои не са­мые луч­шие по­ступ­ки. И столь­ко оши­бок и за­блуж­де­ний…

– А как без это­го? Это и есть ис­пы­та­ние. Мне ка­жет­ся, важ­но при­знать это и очи­стить ду­шу.

– У вас это по­лу­чи­лось?

– Не мне су­дить. По­ни­ма­е­те, я был как все, со­вет­ский та­кой, в тре­ни­ро­воч­ных шта­нах с от­тя­ну­ты­ми ко­лен­ка­ми, де­ру­щий­ся, ма­те­ря­щий­ся… И тут слу­чи­лось так, что, бла­го­да­ря Бо­гу и Гла­зу­но­ву, я от­пра­вил­ся в Эр­ми­таж, есте­ствен­но, до от­кры­тия, ко­пи­ро­вать кар­ти­ны ван Дей­ка. Ночь, ко­нец но­яб­ря, за ок­ном дождь. Эр­ми­таж пу­стой, толь­ко мы, сту­ден­ты, под­ни­ма­ем­ся по лест­ни­це. И вдруг я по­ни­маю: это не Эр­ми­таж, это – Зим­ний дво­рец! Сей­час царь вый­дет на­встре­чу. Я это чув­ствую. Это ж мое – род­ное! Это не­воз­мож­но объ­яс­нить… Я тут с от­тя­ну­ты­ми ко­лен­ка­ми, здесь вот – ван Дейк, а там – го­су­дарь. И кто я? Я – кто? А со­курс­ник за мной идет с этюд­ни­ком: «Ох, я вче­ра пив­ка пе­ре­брал!» А у ме­ня – сле­зы из глаз те­кут. Я про­сто уже не мог жить по-преж­не­му… В 23 го­да кре­стил­ся, ни­кто ме­ня не уго­ва­ри­вал, сам по­шел. По­том хо­тел уй­ти в мо­на­стырь.

– В мо­на­стырь?

– Да. Был по­слуш­ни­ком на Ва­ла­ам­ском по­дво­рье в При­озер­ске. Но там я по­нял, что мне луч­ше к это­му не при­бли­жать­ся.

– По­че­му?

– Не мо­гу об этом го­во­рить.

– Что, по-ва­ше­му, глав­ное в твор­че­стве ху­дож­ни­ка?

– То, что де­ла­ет ху­дож­ник, долж­но быть еще од­ной ды­рой в этом смрад­ном хол­сте, ко­то­рый над на­ми на­тя­нут, что­бы лю­ди че­рез нее уви­де­ли на­сто­я­щее не­бо. А не со­зда­вать ка­кую-то оче­ред­ную чер­ную кляк­су, что­бы все по­смот­ре­ли, ка­кие мы уро­ды. Да мы и так зна­ем, что мы – уро­ды. А как ис­пра­вить­ся-то? Кар­ти­ны ху­дож­ни­ка долж­ны быть не толь­ко на­деж­дой, но и под­сказ­кой, как ис­пра­вить са­мо­го се­бя.

– По­это­му вы так мно­го пи­ше­те ис­то­ри­че­ских об­ра­зов?

– Да. Эти лю­ди зна­ли от­ве­ты на слож­ные во­про­сы. Ведь Алек­сандр Нев­ский или Дмит­рий Дон­ской – это не про­сто штам­по­ван­ные пра­во­слав­ные свя­тые. Ну по­смот­ри­те на ико­ны XVIII–XIX ве­ков, ко­гда на­ша ико­но­пись пре­тер­пе­ва­ла ма­раз­ма­ти­че­ское вли­я­ние За­па­да. Это же ужас! Алек­сандр Нев­ский – ка­кой-то дядь­ка на тон­ких нож­ках, в ка­ких-то древ­не­рим­ских до­спе­хах, с ме­чом – не пой­ми что про­сто. А Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца на тех же ико­нах по­смот­ри­те. Это ка­кая-то де­вуш­ка с «ха­е­ром» как у не­гра, ко­то­рая дер­жит тон­кий и длин­ный ме­чик… А ко­гда чи­та­ешь жи­тия, на­чи­на­ешь пред­став­лять их… Да это же дру­гие лю­ди! По­том под­ни­мешь хо­ро­шую ре­пли­ку ста­рин­но­го ме­ча, по­ма­шешь им чуть-чуть – и то­гда точ­но по­ни­ма­ешь, что изоб­ра­жен­ное на ико­не су­ще­ство с ме­чом в тон­чай­ших лап­ках, да еще в коль­чу­ге… Раз­ве это Алек­сандр Нев­ский? Вы толь­ко по­пы­тай­тесь пред­ста­вить его жизнь. Нет вре­ме­ни на сон нор­маль­ный, по­мо­лил­ся, же­ну при­е­хал по­ви­дать на не­сколь­ко дней и опять – на вой­ну. Вот и вся жизнь. Мо­лит­ва и се­ча. И раз­ду­мья – что де­лать? На­до взять дань, за­ста­вить Нов­го­род за­пла­тить, от­вез­ти дань в Ор­ду, но за­то вы­жи­вет Русь. Он тя­же­лый вы­бор каж­дый день де­лал. Я пы­та­юсь дать зри­те­лю воз­мож­ность хо­тя бы чуть-чуть, как го­во­рит­ся, влезть в шку­ру это­го че­ло­ве­ка. Ведь он че­ло­век был! Мо­жет быть, ра­ни­мый. Мо­жет, он обид­чи­вый был да­же. Мо­жет, он греч­не­вую ка­шу лю­бил. Кто зна­ет? И он про­жил свою жизнь так, что в 44 го­да его уже на­зы­ва­ли «солн­цем зем­ли рус­ской». А мы? Мы – кто? Вот уми­ра­ет се­го­дня че­ло­век, как его вспо­ми­на­ют обыч­но? «Ой, Гос­по­ди, да как же так? Без­вре­мен­но ушед­ший! Та­кой хо­ро­ший то­ва­рищ… А сколь­ко мы с ним вы­пи­ли… А да­ча ка­кая!» Раз­ве не бред? Я не хо­чу так. Ка­ким при­ме­ром я бу­ду сы­ну сво­е­му, ес­ли бу­ду жить по ны­неш­ним ме­ри­лам?

– Боль­шин­ство счи­та­ет, что это – ком­форт­но.

– Да, к со­жа­ле­нию. Про­кля­тое сло­во. А мы та­кие до­вер­чи­вые. Веч­но шат­кие и об­ма­ну­тые. Нам при­ят­но быть об­ма­ну­ты­ми. Это у нас сте­рео­тип. Как ве­ли­кий Пуш­кин го­во­рил: «Я сам об­ма­ны­вать­ся рад…» Вот что ужа­са­ю­ще.

– Ужа­са­ю­щим ка­жет­ся дру­гое. Рань­ше в об­ще­стве обя­за­тель­но отыс­ки­вал­ся один или не­сколь­ко че­ло­век, не важ­но – по­эт, пи­са­тель и так да­лее, – кто при­зы­вал оста­но­вить­ся и осмот­реть­ся, яв­лял­ся сво­е­го ро­да пас­ты­рем, к ко­то­ро­му при­слу­ши­ва­лись. А сей­час их, ка­жет­ся, не вид­но…

– Сей­час… Ес­ли чест­но не при­знать­ся, в ка­кое вре­мя мы жи­вем, эти во­про­сы оста­нут­ся без от­ве­та. А жи­вем мы в эпо­ху апо­ка­лип­си­са. Че­ло­ве­че­ство за­шло в гло­баль­ный и то­таль­ный ту­пик. Во всем. Вот мы к Мар­су хо­тим ле­теть. Ну, до­пу­стим, со­бе­рет­ся вся пла­не­та, всклад­чи­ну по­стро­ит ко­рабль. Ко­неч­но, он бу­дет аме­ри­кан­ский. Без­услов­но, бу­дет снят блок­ба­стер об этом. Но все это – ме­ло­чи. Де­ло в дру­гом. Ся­дет в этот ко­рабль че­ло­век, ко­то­рый по сво­им нрав­ствен­ным ка­че­ствам ни­чем не от­ли­ча­ет­ся от боль­шин­ства, а мо­жет, да­же и ху­же. И при­ле­тит он на Марс. Он что – дру­гим ста­нет? Нет, он и на Мар­се бу­дет тот же са­мый, что и на Зем­ле. Тот же са­мый – оби­жа­ю­щий ближ­не­го, не лю­бя­щий, об­ма­ны­ва­ю­щий… Во­про­сы ду­хов­но­сти все рав­но вы­пол­за­ют. И че­ло­ве­ку на­до де­лать вы­бор: ли­бо он эти во­про­сы ре­ша­ет, ли­бо он остав­ля­ет их без от­ве­та и за­го­ня­ет бо­лезнь все глуб­же внутрь. И ис­кус­ство долж­но го­во­рить об этой про­бле­ме – на хол­стах. Го­во­рить о веч­ных цен­но­стях. При­чем не на­чет­ни­че­ски, а как-то тон­ко, ин­тим­но, от серд­ца к серд­цу. Ты на хол­сте го­во­ришь зри­те­лю: «я та­кое же жи­вот­ное, как и ты, но я это чест­но при­знаю. Да­вай по­смот­рим, как жи­ли не жи­вот­ные. Да­вай по­смот­рим, как жил Дон­ской»… При­чем с тре­пе­том. Да­вай по­про­бу­ем се­бе пред­ста­вить, как он жил: его утро, его день, его бит­ва, что он те­рял в ре­зуль­та­те этой бит­вы. Вот он си­дит и ду­ма­ет: у не­го есть лю­би­мый сын, у не­го су­пру­га, ко­то­рую он обо­жа­ет. Он все те­ря­ет. И что, ско­рее все­го, так и бу­дет и что вся на­деж­да – на Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. А те­перь да­вай­те по­про­бу­ем пред­ста­вить, кто та­кой Сер­гий. Вот это и есть ра­бо­та со сво­ей ду­шой. Не мои кар­ти­ны. Мои кар­ти­ны, хо­те­лось бы на­де­ять­ся, – все­го лишь тол­чок к то­му, что­бы че­ло­век сам даль­ше шел по ла­би­рин­ту этих мыс­лей. И что­бы эти ла­би­рин­ты вы­во­ди­ли бы его на пря­мую до­ро­гу.

Ма­те­ри­ал под­го­то­ви­ли Ла­да Кло­ко­ва и Алек­сандр Бу­рый

Источник: www.pravoslavie.ru