Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Веруй, знай и думай, что Бог с тобою невидимо есть везде. И что ни делаешь и мыслишь – все видит, и что ни говоришь – все слышит. Старайся всегда видеть Его верою перед собою.

Святитель
Тихон Задонский

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

Парад Победы 1945 года

«Троица»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Троице-Сергиева лавра»
Документальный фильм

Тропарь, кондак и величание Святой Троице

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин»
Документальный фильм

Горняя песнь

«Вознесение»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Митрополит Иларион (Алфеев). Смерть – главный победитель всех войн

100 лет на­зад на­ча­лась Пер­вая ми­ро­вая вой­на. 28 июля 1914 го­да Ав­ст­ро-Вен­грия объ­яви­ла вой­ну Сер­бии, 1 ав­гу­ста Гер­ма­ния объ­яви­ла вой­ну Рос­сии, и за­тем в счи­та­ные дни в вой­ну всту­пи­ли еще не­сколь­ко круп­ных ми­ро­вых дер­жав. В по­сле­ду­ю­щие три го­да все но­вые и но­вые го­су­дар­ства при­со­еди­ня­лись к од­ной или дру­гой из враж­ду­ю­щих сто­рон, втя­ги­ва­ясь в во­рон­ку бо­е­вых дей­ствий.

Ито­гом вой­ны ста­ли мно­го­мил­ли­он­ные че­ло­ве­че­ские по­те­ри: по­гиб­ло бо­лее 10 мил­ли­о­нов сол­дат, бо­лее 12 мил­ли­о­нов мир­ных жи­те­лей.

В ре­зуль­та­те вой­ны пре­кра­ти­ли су­ще­ство­ва­ние че­ты­ре им­пе­рии. Вой­на име­ла дол­го­сроч­ные по­след­ствия для боль­шин­ства во­вле­чен­ных в нее го­су­дарств. Не бы­ло бы Пер­вой ми­ро­вой, не бы­ло бы ни Тре­тье­го рей­ха, ни на­ци­о­нал-со­ци­а­лиз­ма, ни гит­ле­ров­ских конц­ла­ге­рей и га­зо­вых ка­мер. Ес­ли бы Рос­сия не втя­ну­лась в Первую ми­ро­вую, не бы­ло бы боль­ше­вист­ской ре­во­лю­ции, го­ло­да, рас­ку­ла­чи­ва­ния и рас­ка­за­чи­ва­ния, мас­со­вых ре­прессий.

Ито­гом Пер­вой ми­ро­вой стал пе­ре­дел ми­ра, пе­ре­дел сфер вли­я­ния. Но меж­го­су­дар­ствен­ные про­бле­мы, ко­то­рые при по­мо­щи этой вой­ны пы­та­лись ре­шить, не бы­ли ре­ше­ны. И спу­стя два­дцать лет те же го­су­дар­ства вновь втя­ну­лись в еще бо­лее страш­ную аван­тю­ру - вой­ну, по­лу­чив­шую на­зва­ние Вто­рой ми­ро­вой.

Сто­ле­тие на­ча­ла Пер­вой ми­ро­вой вой­ны вряд ли вы­зо­вет в ми­ре го­ря­чий от­клик. Где-то от­кро­ют мо­ну­мен­ты ге­ро­ям, где-то под­чи­стят ме­мо­ри­аль­ные клад­би­ща, где-то прой­дут тор­же­ствен­ные ме­ро­при­я­тия. Но ста­нет ли юби­лей вой­ны по­во­дом для осмыс­ле­ния ее ито­гов в ми­ро­вом мас­шта­бе? Ста­нут ли ито­ги двух ми­ро­вых войн уро­ком для ми­ро­вых ли­де­ров, от ко­то­рых за­ви­сит, нач­нет­ся ли Тре­тья ми­ро­вая?

Се­го­дня, сто лет спу­стя, но­вые ми­ро­вые им­пе­рии за­ня­ты но­вым пе­ре­де­лом ми­ра, для ко­то­ро­го ис­поль­зу­ют­ся ло­каль­ны вой­ны. Бо­лее де­ся­ти лет по­лы­ха­ет Ближ­ний Во­сток: на­чав­шись в Ира­ке, со­бы­тия "араб­ской вес­ны" пе­ре­ки­ну­лись на Ли­вию, Еги­пет, Си­рию, во­вле­кая в эту по­ка не ми­ро­вую вой­ну но­вые стра­ны. Ближ­не­во­сточ­ный кон­фликт лишь от­ча­сти был мо­ти­ви­ро­ван внут­рен­ни­ми про­ти­во­ре­чи­я­ми: в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни кон­фликт раз­ви­ва­ет­ся бла­го­да­ря внеш­не­му вме­ша­тель­ству. Вой­ну в Си­рии труд­но на­звать "граж­дан­ской": на ее тер­ри­то­рии во­ю­ют тре­тьи стра­ны, каж­дая из ко­то­рых пре­сле­ду­ет свои ин­те­ре­сы. И ны­неш­ние со­бы­тия в Ира­ке, за­хват круп­ных го­ро­дов ра­ди­каль­ны­ми ис­ла­ми­ста­ми не яв­ля­ют­ся след­стви­ем лишь граж­дан­ско­го про­ти­во­сто­я­ния: это ста­ло воз­мож­ным по­сле то­го, как де­сять лет на­зад внеш­ние си­лы ре­ши­ли вме­шать­ся и на­ве­сти по­ря­док.

Они же пы­та­ют­ся разыг­рать ближ­не­во­сточ­ный сце­на­рий на пост­со­вет­ском про­стран­стве. Для об­слу­жи­ва­ния это­го про­ек­та со­зда­на це­лая идео­ло­гия, на­вя­зы­ва­е­мая на­се­ле­нию че­рез СМИ.

Ны­неш­няя си­ту­а­ция все боль­ше и боль­ше на­по­ми­на­ет си­ту­а­цию, сло­жив­шу­ю­ся пе­ред на­ча­лом Пер­вой ми­ро­вой. Про­грам­мы но­во­стей пре­вра­ти­лись в свод­ки с фрон­та, каж­дый день мы слы­шим о но­вых и но­вых жерт­вах. Да, по­ка речь идет о кон­флик­тах ло­каль­но­го мас­шта­ба, но в ми­ли­та­рист­скую ри­то­ри­ку втя­ги­ва­ют­ся це­лые го­су­дар­ства, це­лые во­ен­но-по­ли­ти­че­ские бло­ки. По­ля­ри­за­ция до­стиг­ла кри­ти­че­ской от­мет­ки. В раз­ных стра­нах со­зда­ет­ся и под­дер­жи­ва­ет­ся сред­ства­ми мас­со­вой ин­фор­ма­ции об­раз вра­га. А от­сю­да - один шаг до объ­яв­ле­ния вой­ны ми­ро­во­го мас­шта­ба.

Со­зда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что уро­ки Пер­вой ми­ро­вой за­бы­ты, как за­бы­ты и уро­ки Вто­рой ми­ро­вой, по­те­ри в ко­то­рой в не­сколь­ко раз пре­вы­си­ли ужа­са­ю­щие циф­ры сто­лет­ней дав­но­сти.

Глав­ный урок обе­их ми­ро­вых войн за­клю­ча­ет­ся в том, что в них нет по­бе­ди­те­лей. Все сто­ро­ны яв­ля­ют­ся про­иг­рав­ши­ми. Уче­ные до сих пор спо­рят о том, кто по­бе­дил в Пер­вой ми­ро­вой. С фор­маль­ной точ­ки зре­ния про­иг­ра­ла Гер­ма­ния вме­сте с ее со­юз­ни­ка­ми. Но раз­ве Рос­сия, на­при­мер, эту вой­ну вы­иг­ра­ла? Толь­ко по­на­ча­лу во­ен­ные дей­ствия для Рос­сии ка­за­лись успеш­ны­ми, а в те­че­ние по­сле­ду­ю­щих трех лет вой­на на­столь­ко ис­то­щи­ла си­лы и ре­сур­сы, что им­пе­рия па­ла, и боль­ше­ви­ки при по­мо­щи той же Гер­ма­нии смог­ли взять власть по­чти без боя. Да, они со­вер­ши­ли "акт на­ци­о­наль­но­го пре­да­тель­ства", как под­черк­нул два го­да на­зад пре­зи­дент Рос­сии В.В. Пу­тин, от­ме­тив, что "на­ша стра­на про­иг­ра­ла эту вой­ну про­иг­рав­шей сто­ро­не". Но они не смог­ли бы этот акт со­вер­шить, ес­ли бы за три го­да до то­го Рос­сий­ская им­пе­рия не бы­ла втя­ну­та в кро­во­про­лит­ную вой­ну, по­след­ствия ко­то­рой ни­кто не мог пред­ви­деть.

По­след­ний про­то­пре­сви­тер цар­ской ар­мии Ге­ор­гий Ша­вель­ский в сво­их вос­по­ми­на­ни­ях рас­ска­зы­ва­ет о "во­ин­ствен­ном пы­ле и ка­ком-то ра­дост­ном подъ­еме", ко­то­рый охва­тил на­се­ле­ние Рос­сий­ской им­пе­рии ле­том 1914 го­да, по­сле объ­яв­ле­ния о на­ча­ле вой­ны: "В то вре­мя не хо­те­ли ду­мать о мо­гу­ще­стве вра­га, о соб­ствен­ной не­под­го­тов­лен­но­сти, о раз­но­об­раз­ных и бес­чис­лен­ных жерт­вах, ко­то­рые по­тре­бу­ет от на­ро­да вой­на, о по­то­ках кро­ви и мил­ли­о­нах смер­тей, на­ко­нец о раз­но­го ро­да слу­чай­но­стях, ко­то­рые все­гда воз­мож­ны и ко­то­рые ино­гда иг­ра­ют ре­ша­ю­щую роль в вой­не. То­гда все - и мо­ло­дые, и ста­рые, и лег­ко­мыс­лен­ные и муд­рые - не­исто­во рва­лись в это страш­ное, не­из­вест­ное бу­ду­щее, как буд­то толь­ко в по­то­ке стра­да­ний и кро­ви мог­ли об­ре­сти сча­стье свое".

Об этих "слу­чай­но­стях" вой­ны, о том, что во­ен­ные дей­ствия не­из­беж­но име­ют по­боч­ный эф­фект в ви­де ги­бе­ли мир­но­го на­се­ле­ния, и се­го­дня пред­по­чи­та­ют не ду­мать. Сбро­шен­ная на во­ен­ный объ­ект бом­ба мо­жет по­ра­зить жи­лые до­ма, уне­сти жиз­ни ста­ри­ков, жен­щин и де­тей, как это бы­ло при бом­бар­ди­ров­ках Бел­гра­да авиа­ци­ей НАТО. Ра­ке­та, на­це­лен­ная на во­ен­ный са­мо­лет, мо­жет по ошиб­ке по­пасть в граж­дан­ское воз­душ­ное суд­но, как это, по-ви­ди­мо­му, слу­чи­лось с ма­лай­зий­ским "Бо­ин­гом", упав­шим в зо­не укра­ин­ско­го во­ен­но­го кон­флик­та. Ни­кто не взял на се­бя от­вет­ствен­ность за ги­бель 298 лю­дей, и вряд ли ко­гда-ни­будь ис­тин­ные ви­нов­ни­ки пре­ступ­ле­ния в нем со­зна­ют­ся. Но сто­ро­ны про­ти­во­сто­я­ния уже ис­поль­зо­ва­ли этот тер­ро­ри­сти­че­ский акт для об­ви­не­ний в ад­рес друг дру­га, гром­ких по­ли­ти­че­ских за­яв­ле­ний, при­зы­вов к рас­пра­ве и воз­мез­дию.

Так это бы­ло и сто лет на­зад, ко­гда по­во­дом к вой­не стал вы­стрел серб­ско­го тер­ро­ри­ста в ав­ст­ро-вен­гер­ско­го на­след­ни­ка пре­сто­ла. Ка­за­лось, ве­ду­щие ми­ро­вые дер­жа­вы толь­ко и жда­ли это­го вы­стре­ла, что­бы на­чать все­мир­ную бой­ню. Каж­дая из стран, всту­пав­ших в вой­ну, на­де­я­лась на быст­рую по­бе­ду, на блиц­криг с ми­ни­му­мом жертв и мак­си­му­мом ди­ви­ден­дов. И ни­кто не мог про­счи­тать по­след­ствий без­от­вет­ствен­ных ре­ше­ний вла­сти­те­лей, в ито­ге по­то­пив­ших в кро­ви соб­ствен­ное на­се­ле­ние.

Вой­на в чем-то по­доб­на шах­мат­ной пар­тии. В де­бю­те разыг­ры­ва­ет­ся не­кая си­ту­а­ция, след­стви­ем ко­то­рой ста­но­вит­ся опре­де­лен­ная дис­по­зи­ция фи­гур на дос­ке. Да­лее про­ис­хо­дит борь­ба сто­рон, и в ре­зуль­та­те од­на из них при­хо­дит к энд­шпи­лю по­бе­ди­те­лем. Как пра­ви­ло, ува­жа­ю­щие се­бя гросс­мей­сте­ры не до­иг­ры­ва­ют пар­тии до кон­ца: по­няв, что про­иг­рал, иг­рок сда­ет­ся и жмет ру­ку по­бе­ди­те­лю.

Раз­ни­ца меж­ду шах­мат­ной пар­ти­ей и ре­аль­ной вой­ной за­клю­ча­ет­ся в том, что в пер­вом слу­чае счет по­терь идет на еди­ни­цы, во вто­ром на мил­ли­о­ны. В пер­вом слу­чае дей­ству­ю­щи­ми ли­ца­ми яв­ля­ют­ся фи­гу­ры, во вто­ром - лю­ди, каж­дый из ко­то­рых мо­жет про­жить толь­ко од­ну жизнь, у каж­до­го из ко­то­рых есть или мо­жет быть се­мья, есть потом­ство ре­аль­ное или по­тен­ци­аль­ное. Фи­нал шах­мат­ной пар­тии мож­но как-то пред­ска­зать по ее на­ча­лу, а ис­ход вой­ны ни­кто пред­ска­зать не су­ме­ет.

На ис­хо­де вой­ны мож­но с опре­де­лен­ной точ­но­стью под­счи­тать по­не­сен­ные по­те­ри, но по­тен­ци­аль­ное потом­ство каж­до­го уби­то­го на вой­не сол­да­та или мир­но­го жи­те­ля под­счи­тать ни­кто не мо­жет. Пу­тем про­стой каль­ку­ля­ции, ос­но­ван­ной на под­сче­тах есте­ствен­но­го ро­ста на­се­ле­ния, Дмит­рий Мен­де­ле­ев пред­ска­зы­вал, что к кон­цу XX ве­ка в Рос­сий­ской им­пе­рии бу­дет жить бо­лее 500 мил­ли­о­нов че­ло­век. Ре­аль­ная чис­лен­ность на­се­ле­ния се­го­дняш­ней Рос­сии вме­сте со все­ми го­су­дар­ства­ми, не­ко­гда вхо­див­ши­ми в Рос­сий­скую им­пе­рию, ока­за­лась в два с лиш­ним ра­за мень­ше. Это яв­ля­ет­ся пря­мым след­стви­ем по­терь в двух ми­ро­вых вой­нах, ведь каж­дый по­гиб­ший унес с со­бой в мо­ги­лу по край­ней ме­ре од­но­го или двух сво­их де­тей, че­ты­рех вну­ков, во­семь пра­вну­ков... К это­му нуж­но до­ба­вить и жерт­вы ре­прес­сий вме­сте с их по­тен­ци­аль­ным потом­ством: здесь то­же счет идет на де­сят­ки мил­ли­о­нов.

Вой­на все­гда не­сет смерть, зло и раз­ру­ше­ние. Рус­ский по­эт А. Го­ле­ни­щев-Ку­ту­зов, при­над­ле­жав­ший к из­вест­но­му во­ен­но­му ро­ду, в свое вре­мя на­пи­сал сти­хо­тво­ре­ние под на­зва­ни­ем "Пол­ко­во­дец". В нем опи­сы­ва­ет­ся ярост­ная бит­ва, ре­ки лью­щей­ся кро­ви, гром ору­дий, сте­на­ния ра­не­ных. Ко­гда же на­сту­па­ет ночь, на бо­е­вом ко­не на по­ле бит­вы, усе­ян­ное мерт­вы­ми те­ла­ми, въез­жа­ет Смерть. Ее ро­ко­вой го­лос про­но­сит­ся над рав­ни­ной: "Кон­че­на бит­ва - я всех по­бе­ди­ла!/Все пре­до мной вы скло­ни­лись, бой­цы./Жизнь вас по­ссо­ри­ла - я по­ми­ри­ла./Друж­но вста­вай­те на смотр, мерт­ве­цы.../Го­ды не­зри­мо прой­дут за го­да­ми,/В лю­дях ис­чез­нет и па­мять о вас -/Я не за­бу­ду, и веч­но над ва­ми/Пир бу­ду пра­вить в по­лу­ноч­ный час!"

Это сти­хо­тво­ре­ние по­ло­жил на му­зы­ку ве­ли­кий рус­ский ком­по­зи­тор М. Му­сорг­ский, за­вер­шив­ший им свой во­каль­ный цикл "Пес­ни и пляс­ки смер­ти". Се­го­дня эти сло­ва и эта му­зы­ка, на­пи­сан­ные за­дол­го до двух ве­ли­ких войн, зву­чат как про­ро­че­ства, как гроз­ные предо­сте­ре­же­ния че­ло­ве­че­ству, в каж­дом но­вом по­ко­ле­нии за­бы­ва­ю­ще­му о том, что Смерть яв­ля­ет­ся глав­ным по­бе­ди­те­лем всех войн.

У Церк­ви есть свой взгляд на вой­ну, свои про­ро­че­ства и свои предо­сте­ре­же­ния. Цер­ковь вос­при­ни­ма­ет вой­ну как зло, а вся­кое убий­ство как пре­ступ­ле­ние. При этом она бла­го­слов­ля­ет во­и­нов на ис­пол­не­ние свя­щен­но­го дол­га за­щи­ты ближ­них и вос­ста­нов­ле­ния спра­вед­ли­во­сти. Цер­ковь осуж­да­ет вла­сти­те­лей, ко­то­рые втя­ги­ва­ют сво­их под­дан­ных в во­ен­ные дей­ствия, при этом она не счи­та­ет при­не­сен­ные жерт­вы на­прас­ны­ми. "Нет боль­ше той люб­ви, как ес­ли кто по­ло­жит ду­шу свою за дру­зей сво­их" (Ин. 15:3). Эти сло­ва Хри­ста Цер­ковь от­но­сит к во­и­нам, на по­ле бра­ни за ве­ру и Оте­че­ство жизнь свою по­ло­жив­шим. Она про­слав­ля­ет их по­двиг и мо­лит­ся о том, что­бы Бог про­стил им гре­хи и со­тво­рил веч­ную па­мять.

Цер­ковь ве­рит в вос­кре­се­ние мерт­вых. В Ве­ли­кую суб­бо­ту, день вос­по­ми­на­ния смер­ти и по­гре­бе­ния Хри­ста, в хра­ме зву­чит про­ро­че­ство Ие­зе­ки­и­ля о по­ле, пол­ном мерт­вых ко­стей. По сло­ву про­ро­ка эти ко­сти со­еди­ня­ют­ся од­на с дру­гой, об­ле­ка­ют­ся жи­ла­ми и пло­тью, по­том Бог вды­ха­ет в них дух, и они ста­но­вят­ся пол­чи­щем жи­вых лю­дей. Все те, кто умер на по­лях сра­же­ний или при иных об­сто­я­тель­ствах, все не­вин­ные жерт­вы во­ору­жен­ных кон­флик­тов не по­гиб­ли на­все­гда: они вос­крес­нут в но­вых те­лах, к но­вой жиз­ни.

Все­ляя в лю­дей на­деж­ду, Цер­ковь в то же вре­мя предо­сте­ре­га­ет их от по­ступ­ков, ко­то­рые мо­гут ли­шить их веч­ной жиз­ни и Цар­ства Не­бес­но­го. Цер­ковь об­ра­ща­ет свой го­лос к зем­ной вла­сти, предо­сте­ре­гая ее от втя­ги­ва­ния в во­ен­ные кон­флик­ты, ко­то­рые мо­гут уне­сти жиз­ни сол­дат и мир­но­го на­се­ле­ния. Цер­ковь при­ла­га­ет уси­лия для ор­га­ни­за­ции пе­ре­го­во­ров враж­ду­ю­щих сто­рон, для ока­за­ния по­мо­щи ра­не­ным и страж­ду­щим, про­ти­во­сто­ит про­па­ган­де вой­ны и про­яв­ле­ни­ям не­на­ви­сти, спо­соб­ным спро­во­ци­ро­вать бра­то­убий­ствен­ные столк­но­ве­ния (Ос­но­вы со­ци­аль­ной кон­цеп­ции РПЦ, гла­ва VII).

В граж­дан­ской вой­не Цер­ковь не ста­но­вит­ся на ту или иную сто­ро­ну. Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон пуб­лич­но осуж­дал пре­ступ­ле­ния боль­ше­вист­ско­го ре­жи­ма, ре­прес­сии про­тив мир­но­го на­се­ле­ния, го­не­ния на ду­хо­вен­ство и Цер­ковь. Но ко­гда пред­ста­ви­те­ли бе­ло­го дви­же­ния при­шли к не­му за бла­го­сло­ве­ни­ем на борь­бу про­тив боль­ше­ви­ков, он та­ко­го бла­го­сло­ве­ния не дал. Ве­ру­ю­щие пра­во­слав­ные лю­ди бы­ли и сре­ди бе­лых, и сре­ди крас­ных, и Цер­ковь оста­ва­лась Ма­те­рью для всех, вне за­ви­си­мо­сти от по­ли­ти­че­ской ори­ен­та­ции.

Ко­гда зи­мой это­го го­да граж­дан­ское про­ти­во­сто­я­ние на­ча­лось на Укра­и­не, рас­коль­ни­ки и уни­а­ты тут же ас­со­ци­и­ро­ва­ли се­бя с од­ной из сто­рон. Ка­но­ни­че­ская же Укра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, к ко­то­рой при­над­ле­жит боль­шин­ство на­се­ле­ния стра­ны, не под­дер­жа­ла ни ту, ни дру­гую сто­ро­ну, так как ее ча­да ока­за­лись по обе сто­ро­ны бар­ри­кад. Цер­ковь при­зы­ва­ла к мир­но­му ре­ше­нию всех на­ко­пив­ших­ся про­блем и вы­сту­па­ла по­сред­ни­ком меж­ду враж­ду­ю­щи­ми сто­ро­на­ми: мо­на­хи Ки­е­во-Пе­чер­ской лав­ры вы­шли на май­дан и мно­го дней про­сто­я­ли под про­лив­ным до­ждем как жи­вой щит, не да­вая двум сто­ро­нам сой­тись в смер­тель­ной схват­ке. Цер­ковь ви­де­ла и про­дол­жа­ет ви­деть свою мис­сию в том, что­бы при­ми­рить вра­гов, предот­вра­тить на­си­лие, со­хра­нить жиз­ни лю­дей.

Се­го­дня, ко­гда бра­то­убий­ствен­ная вой­на охва­ти­ла во­сточ­ные об­ла­сти Укра­и­ны, вся мно­го­мил­ли­он­ная и мно­го­на­ци­о­наль­ная Рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь воз­но­сит го­ря­чую мо­лит­ву о ско­рей­шем пре­кра­ще­нии меж­до­усоб­ной бра­ни, о том, что­бы мир воз­вра­тил­ся на бла­го­сло­вен­ную укра­ин­скую зем­лю. И Цер­ковь уста­ми Пат­ри­ар­ха и Свя­щен­но­го Си­но­да не­устан­но об­ра­ща­ет свой го­лос к власть иму­щим, при­зы­вая оста­но­вить во­ен­ные дей­ствия, сесть за стол пе­ре­го­во­ров.

Но го­лос Церк­ви зву­чит как "глас во­пи­ю­ще­го в пу­сты­не" (Ин. 1:23). Не­ко­то­рые да­же спра­ши­ва­ют: а по­че­му Цер­ковь мол­чит, по­че­му ее не слыш­но? Цер­ковь не мол­чит! Про­сто ее го­лос то­нет в хо­ре дру­гих го­ло­сов, при­зы­ва­ю­щих не к ми­ру, а к вой­не, не к при­ми­ре­нию, а к эс­ка­ла­ции на­си­лия, не к со­хра­не­нию жиз­ни лю­дей, а к безум­но­му и пре­ступ­но­му их уни­что­же­нию. Го­лос Церк­ви про­ры­ва­ет­ся и в СМИ че­рез весь тот по­ток шу­ма, ко­то­рый за­глу­ша­ет его. До­ля при­сут­ствия Церк­ви в ин­фор­ма­ци­он­ных ис­точ­ни­ках оста­ет­ся край­не не­зна­чи­тель­ной, но Цер­ковь ис­поль­зу­ет лю­бую ни­шу, ко­то­рую ей от­во­дят в ин­фор­ма­ци­он­ном про­стран­стве, для то­го, что­бы не­сти лю­дям весть при­ми­ре­ния и на­деж­ды.

Го­лос Церк­ви - это го­лос Бо­жий. Те, кто не хо­чет при­слу­шать­ся к не­му, идут не толь­ко про­тив об­ще­че­ло­ве­че­ских цен­но­стей, не толь­ко про­тив здра­во­го смыс­ла: они идут про­тив Са­мо­го Бо­га. Но "Бог по­ру­га­ем не бы­ва­ет: что че­ло­век по­се­ет, то и по­жнет" (Гал. 6:7). По­се­яв не­на­висть и враж­ду, ли­де­ры ве­ду­щих ми­ро­вых дер­жав, всту­пив­ших в Первую ми­ро­вую вой­ну, по­жа­ли смерть и раз­ру­ше­ние. Пусть со­бы­тия сто­лет­ней дав­но­сти отрез­вят тех, кто се­го­дня при­зы­ва­ет к оче­ред­но­му пе­ре­де­лу ми­ра, пы­та­ясь ре­шать про­бле­мы во­ен­ным пу­тем.

Источник: rg.ru