Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Веруй, знай и думай, что Бог с тобою невидимо есть везде. И что ни делаешь и мыслишь – все видит, и что ни говоришь – все слышит. Старайся всегда видеть Его верою перед собою.

Святитель
Тихон Задонский

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

Парад Победы 1945 года

«Троица»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Троице-Сергиева лавра»
Документальный фильм

Тропарь, кондак и величание Святой Троице

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин»
Документальный фильм

Горняя песнь

«Вознесение»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

Митрополит Липецкий Никон: Дело духовного просвещения святителя Тихона Задонского мы всегда стараемся продолжать

Свя­ти­те­ль Ти­хо­н, епи­ско­п Во­ро­неж­ский, За­дон­ский чу­до­твор­ец является круп­ней­шим пра­во­слав­ным ре­ли­ги­оз­ным про­све­ти­те­лем и пи­са­те­лем XVIII ве­ка, ав­то­ром мно­же­ства по­сла­ний, сре­ди ко­то­рых есть на­став­ле­ния ро­ди­те­лям и де­тям, учи­те­лям и се­ми­на­ри­стам.

В ин­тер­вью пор­та­лу «При­хо­ды» мит­ро­по­лит Ли­пец­кий и За­дон­ский Ни­кон рас­ска­зы­ва­ет о жиз­ни За­дон­ско­го Рож­де­ство-Бо­го­ро­диц­ко­го муж­ско­го мо­на­сты­ря и о пре­бы­ва­ю­щих в оби­те­ли мо­щах свя­ти­те­ля Ти­хо­на За­дон­ско­го.

– Вла­ды­ка, как у Вас по­лу­ча­ет­ся, воз­глав­ляя Ли­пец­кую мит­ро­по­лию, до ме­ло­чей вни­кать в жизнь монастыря?

– Это по­лу­ча­ет­ся лег­ко и есте­ствен­но. За­дон­ский муж­ской мо­на­стырь – мой род­ной дом и мое де­ти­ще, на­сель­ни­ки мо­на­сты­ря – мои де­ти, здесь я по­сто­ян­но жи­ву, от­сю­да ез­жу в Ли­пецк и во все го­ро­да и се­ла на­шей епар­хии для со­вер­ше­ния бо­го­слу­же­ний и для уча­стия в дру­гих ме­ро­при­я­ти­ях.

Не­ред­ко я об­хо­жу тер­ри­то­рию мо­на­сты­ря, осмат­ри­ваю все, об­ща­юсь с бра­ти­ей и на­сель­ни­ка­ми на всех по­слу­ша­ни­ях. Стар­шие в тра­пез­ной, пе­кар­не, просфор­не, ти­по­гра­фии, в мо­на­стыр­ских лав­ках, на скла­дах, на стро­и­тель­ных и по­ле­вых ра­бо­тах, на мо­на­стыр­ской фер­ме и на про­чих объ­ек­тах без тру­да мо­гут встре­тить­ся со мной, рас­ска­зать о воз­ни­ка­ю­щих про­бле­мах, по­со­ве­то­вать­ся, по­лу­чить бла­го­сло­ве­ние. Все про­ис­хо­дит на хо­ду, как в боль­шой се­мье: в про­цес­се жиз­ни и об­ще­ния де­тей и ро­ди­те­лей.

– А ка­кое ме­сто в Ва­шей жиз­ни за­ни­ма­ет свя­ти­тель Ти­хон?

– Свя­ти­тель Ти­хон – не толь­ко об­ра­зец пра­вед­ни­ка для ме­ня и для всех рус­ских лю­дей. Он не­зри­мо при­сут­ству­ет ря­дом и очень жи­во, с не­обык­но­вен­ной си­лой по­мо­га­ет в мо­ем слу­же­нии. Не­зри­мое при­сут­ствие его окры­ля­ет и вдох­нов­ля­ет нас не­пре­стан­но. Свя­ти­тель Ти­хон стал важ­ней­шим по­кро­ви­те­лем мо­ей жиз­ни вме­сте со стар­ца­ми Глин­ской пу­сты­ни – пре­по­доб­ным схи­мит­ро­по­ли­том Се­ра­фи­мом (Зи­но­ви­ем Ма­жу­гой) и схи­ар­хи­манд­ри­том Ви­та­ли­ем (Си­до­рен­ко). Жизнь и уче­ние этих ве­ли­ких стар­цев, ду­хов­ным сы­ном ко­то­рых Гос­подь спо­до­бил ме­ня быть, ста­ли ос­но­вой всей мо­ей жиз­ни. Что-то срод­ное в них бы­ло и со свя­ти­те­лем Ти­хо­ном, на­вер­ное, как и у всех свя­тых. Я ви­дел их жизнь, слы­шал сло­ва, от­но­ше­ние ко все­му…

К от­цу Ви­та­лию я по­пал в 20 лет и не смог от не­го уй­ти. Он был бес­среб­ре­ни­ком. У не­го ке­лей­ни­цей бы­ла мать Ма­рия, игу­ме­ния; она уха­жи­ва­ла за ним, по­всю­ду за ним хо­ди­ла… и пря­та­ла от не­го ве­щи, по­то­му что он все раз­да­вал, ку­да бы ни шел, при­чем то, что на нем бы­ло в тот мо­мент, – то­же, вплоть до нос­ков. За ним тол­па бе­га­ла… Он был та­кой люб­ве­обиль­ный, что с ним не хо­те­лось рас­ста­вать­ся. Так же и свя­ти­тель Ти­хон – ведь ми­ло­сты­ня бы­ла его лю­би­мым де­лом, он сам не свой был, ес­ли в ка­кой-то день не мог ко­го-ни­будь обла­го­де­тель­ство­вать, а чем боль­ше от­да­вал, тем боль­ше ра­до­вал­ся.

А со схи­мит­ро­по­ли­том Се­ра­фи­мом я был зна­ком 11 лет. Ко­гда умер вла­ды­ка, он пять дней ле­жал в Алек­сан­дро-Нев­ском хра­ме в Тби­ли­си, все это вре­мя мы прак­ти­че­ски не спа­ли и не ели, бы­ли слов­но оглу­шен­ные – та­кая бла­го­дать бы­ла от его те­ла, что не бы­ло ни пе­ча­ли, ни скор­би, мы хо­ди­ли и об­ща­лись, буд­то бы во сне.

А ко­гда я встре­тил­ся со свя­ти­те­лем Ти­хо­ном, то как буд­то по­пал в род­ной дом. И его де­ло ми­ло­сер­дия, по­мо­щи обез­до­лен­ным, ду­хов­но­го про­све­ще­ния мы все­гда ста­ра­ем­ся про­дол­жать. Наш мо­на­стырь опе­ка­ет две об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ные шко­лы, шко­лу глу­хо­не­мых, центр «На­деж­да», где на­хо­дят­ся де­ти, чьи ро­ди­те­ли ли­ше­ны ро­ди­тель­ских прав, и дру­гие «труд­ные» де­ти. На­ши на­сель­ни­ки при­хо­дят к ним и пре­по­да­ют там круг­лый год. Это свет­ские учре­жде­ния, но с ни­ми тес­но со­труд­ни­ча­ют на­ши иеро­мо­на­хи, мо­на­хи и мо­на­хи­ни, де­ти при­хо­дят це­лы­ми клас­са­ми при­ча­щать­ся. Ор­га­ни­зо­вы­ва­ем раз­ные по­езд­ки, кон­цер­ты – в об­щем, мо­на­стырь по­мо­га­ет. Шко­лам глу­хо­не­мых, сла­бо­ви­дя­щих мы по­мо­га­ем так­же и про­дук­та­ми.

Тут по­счи­та­ли, что по­сто­ян­но мо­на­стырь ока­зы­ва­ет ду­хов­ную и ма­те­ри­аль­ную бла­го­тво­ри­тель­ную по­мощь пя­ти дет­ским и пя­ти ме­ди­цин­ским учре­жде­ни­ям, за­клю­чен­ным бо­лее 20-ти ис­пра­ви­тель­ных ко­ло­ний и тю­рем, мно­гим нуж­да­ю­щим­ся лю­дям, жерт­ву­ет сред­ства на вос­ста­нов­ле­ние бо­лее де­ся­ти хра­мов За­дон­ско­го рай­о­на, а так­же на вос­ста­нов­ле­ние но­во­об­ра­зо­ван­ных мо­на­сты­рей Ли­пец­кой и Елец­кой епар­хий.

– Ва­ше Вы­со­ко­прео­свя­щен­ство, мно­го ли па­лом­ни­ков при­ез­жа­ет к свя­ти­те­лю в За­дон­скую оби­тель?

– Ко­неч­но. Осо­бен­но мно­го их в эти дни. Мы го­то­вим­ся встре­тить де­сят­ки ты­сяч па­лом­ни­ков, в том чис­ле и участ­ни­ков про­хо­дя­ще­го уже не пер­вый год Мит­ро­фа­ни­е­во-Ти­хо­нов­ско­го крест­но­го хо­да, ко­то­рый на­чи­на­ет­ся в Во­ро­не­же 20 ав­гу­ста, в день празд­но­ва­ния свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на, и не­сколь­ко дней лю­ди идут в на­шу оби­тель – к празд­ни­ку свя­ти­те­ля Ти­хо­на.

Как все­гда, в пред­две­рии дня па­мя­ти свя­ти­те­ля Ти­хо­на За­дон­ско­го мы при­во­дим мо­на­стырь в по­ря­док, всю­ду мо­ем, уби­ра­ем. Го­то­вим по­ме­ще­ния для раз­ме­ще­ния па­лом­ни­ков на ноч­лег. Под Вла­ди­мир­ским со­бо­ром в еще не впол­не вос­ста­нов­лен­ном Тро­иц­ком хра­ме бу­дет тра­пез­ная для всех же­ла­ю­щих. При­во­зим про­дук­ты к празд­ни­ку. Идет стро­гий Успен­ский пост, но в празд­ник свя­ти­те­ля Ти­хо­на в на­шей епар­хии раз­ре­ша­ет­ся ры­ба.

Иеро­мо­на­хи, игу­ме­ны по­сто­ян­но с людь­ми – при­ни­ма­ют ис­по­ведь, при­ча­ща­ют, со­бо­ру­ют, уте­ша­ют, да­ют ду­хов­ные со­ве­ты. Для укра­ше­ния хра­ма и ра­ки с чест­ны­ми мо­ща­ми свя­ти­те­ля Ти­хо­на при­об­ре­та­ет­ся боль­шое ко­ли­че­ство жи­вых цве­тов.

– Что-то но­вое по срав­не­нию с про­шлы­ми го­да­ми Вы мо­же­те на­звать?

– К празд­ни­ку свя­ти­те­ля Ти­хо­на мы вновь от­кры­ли сайт мо­на­сты­ря, те­перь он оформ­лен бо­лее стро­го и ла­ко­нич­но и об­слу­жи­ва­ет­ся не ми­ря­на­ми, а чле­на­ми на­ше­го мо­на­стыр­ско­го брат­ства. Го­то­вит­ся оче­ред­ной вы­пуск аль­ма­на­ха «За­дон­ский па­лом­ник».

– До­ро­гой вла­ды­ка, а как лич­но Вы го­то­ви­тесь к встре­че празд­ни­ка свя­ти­те­ля Ти­хо­на? Про­ис­хо­дят ли ка­кие-то из­ме­не­ния в свя­зи с празд­ни­ком в Ва­шей жиз­ни?

– Для ме­ня это про­сто празд­ник еще од­ной встре­чи со свя­ти­те­лем и те­ми, кто при­хо­дит по­чтить его па­мять. Я ста­ра­юсь все­гда быть ду­хов­но бод­рым и под­дер­жи­вать по­сто­ян­ную мо­лит­вен­ную и тру­до­вую фор­му. На про­тя­же­нии все­го го­да ча­сто слу­жу Ли­тур­гию, ис­пол­няю ке­лей­но свое мо­на­ше­ское пра­ви­ло. Не­ред­ко вы­ез­жаю на це­лый день в лес (ра­но утром или по­сле Ли­тур­гии), где со­би­раю гри­бы для тра­пез­ной и од­но­вре­мен­но тво­рю Иису­со­ву мо­лит­ву. Ста­ра­юсь ду­хов­но и фи­зи­че­ски не рас­слаб­лять­ся.

– Ве­ро­ят­но, ду­хов­ные и фи­зи­че­ские тру­ды мо­ло­до­сти сфор­ми­ро­ва­ли в Вас опре­де­лен­ный на­вык, по­это­му Вам лег­ко слу­жить Бо­гу и лю­дям, лег­ко мо­лить­ся, ра­дост­но об­щать­ся с людь­ми. А ка­ко­вы Ва­ши лю­би­мые за­ня­тия?

– Бу­ду впол­не ис­крен­ним, ес­ли ска­жу, что люб­лю Бо­га и лю­дей. По­это­му ино­гда спе­шу убе­жать от лю­дей, что­бы по­быть на­еди­не с Бо­гом в мо­лит­ве, а ино­гда, на­про­тив, спе­шу на­встре­чу лю­дям, ис­пы­ты­вая по­треб­ность об­ще­ния, же­ла­ние по­мочь, уте­шить, под­ска­зать.

Как уже го­во­ри­лось, люб­лю «тихую охо­ту» – со­би­рать гри­бы; это и воз­мож­ность быть по­лез­ным мо­на­сты­рю, и спо­соб мо­лит­вен­но­го уеди­не­ния, а так­же те­лес­ный труд, дви­же­ние, для под­дер­жа­ния хо­ро­шей фи­зи­че­ской фор­мы. Вспом­ним, что и пре­по­доб­ный Се­ра­фим Са­ров­ский, и свя­ти­тель Ти­хон За­дон­ский со­зна­тель­но на­гру­жа­ли свое те­ло фи­зи­че­ским тру­дом. Свя­ти­тель Ти­хон, на­при­мер, ру­бил дро­ва, ко­сил тра­ву для сво­ей ло­шад­ки, ис­ка­пы­вал ко­лод­цы для обу­строй­ства лес­ных ис­точ­ни­ков. Это по­мо­га­ло ему и укре­пить здо­ро­вье.

– Мно­го ли де­тей и мо­ло­де­жи при­ез­жа­ет в оби­тель?

– При­ез­жа­ют. Ча­сто бы­ва­ет во­ро­неж­ский ка­дет­ский кор­пус; как при­едут – вы­стро­ят­ся здесь, стро­ем идут в храм, по­том в тра­пез­ную. При­ез­жа­ют те, кто от­ды­ха­ет в лет­них ла­ге­рях епар­хии. Мно­го де­тей при­ез­жа­ет из вос­крес­ных школ. У нас рас­тет мно­го цве­тов, и по­чти все по­са­ди­ли эти ре­бя­та.

При­ез­жа­ют сту­ден­ты из тех­ни­че­ско­го уни­вер­си­те­та, они у нас на ого­ро­де тру­дят­ся. Из пе­да­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та сту­ден­ты при­ез­жа­ют про­хо­дить прак­ти­ку.

Бе­реж­но хра­нит­ся и по­чи­та­ет­ся в мо­на­сты­ре все, что свя­за­но с па­мя­тью свя­ти­те­ля Ти­хо­на. В 2005 го­ду бы­ла уста­нов­ле­на но­вая сень над ра­кой с мо­ща­ми свя­ти­те­ля, в 2006 го­ду – но­вая се­реб­ря­ная ра­ка с ис­кус­ной че­кан­кой, этот дра­го­цен­ный ков­чег для хра­не­ния глав­ной свя­ты­ни оби­те­ли – мо­щей свя­ти­те­ля Ти­хо­на За­дон­ско­го. Об­ла­че­ние свя­ти­те­ля, в ко­то­ром он был по­гре­бен, со­вер­шен­но не тро­ну­то вре­ме­нем; оно по­ко­ит­ся в стек­лян­ном ков­че­ге ря­дом с чест­ны­ми мо­ща­ми.

Во Вла­ди­мир­ском со­бо­ре в на­сто­я­щее вре­мя на­хо­дит­ся мно­же­ство мест­но­чти­мых икон, свя­тынь, до­став­лен­ных из Иеру­са­ли­ма, ча­сти­цы мо­щей свя­тых Бо­жи­их угод­ни­ков. В оби­те­ли есть ико­ны ста­рин­но­го пись­ма, бе­реж­но со­хра­нен­ные ве­ру­ю­щи­ми в го­ды без­бож­ной вла­сти. Сре­ди них наи­бо­лее по­чи­та­е­мы об­раз свя­ти­те­ля Ти­хо­на За­дон­ско­го и ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Вла­ди­мир­ская».

Источник: patriarchia.ru