Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Тебе поем!


Иисусова молитва

Изречения великих

Веруй, знай и думай, что Бог с тобою невидимо есть везде. И что ни делаешь и мыслишь – все видит, и что ни говоришь – все слышит. Старайся всегда видеть Его верою перед собою.

Святитель
Тихон Задонский

Свет Христов просвещает всех!

Книги Нового Завета

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Молитвы

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Шестопсалмие

Псалтирь

Иисусова молитва

Последование
ко Святому Причащению

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист Николаю Чудотворцу

Рекомендуем

Парад Победы 1945 года

«Троица»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Троице-Сергиева лавра»
Документальный фильм

Тропарь, кондак и величание Святой Троице

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин»
Документальный фильм

Горняя песнь

«Вознесение»
Документальный фильм из цикла «Праздники»

«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»

«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков

«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев

Крещение Господне. Песнопения праздника

«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»

Молитва о Святой Руси

«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов

«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).

«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский

«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Земле русская».
Cтихира Русским святым

«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский

Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые

Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти

Храм святого Саввы. Белград

«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»

«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм

Акафист Иисусу Сладчайшему

«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм

«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.

«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин

«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина

«Женщины Библии».
Православная энциклопедия

«Великое славословие».
и другие песнопения

«О Страшном Суде».
Евангельские чтения

Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)

«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»

«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова

«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова

«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой

«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова

«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.

«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя

Полезные ссылки

«На Соловках я понял, что каждый человек – человек…»

30 сен­тяб­ря ис­пол­ня­ется 15 лет со дня смер­ти ве­ли­ко­го фи­ло­ло­га, ис­кус­ство­ве­да, сце­на­ри­ста, ака­де­ми­ка Дмит­рия Сер­ге­е­ви­ча Ли­ха­че­ва. Мы пуб­ли­ку­ем его вос­по­ми­на­ния о го­дах, про­ве­ден­ных в Со­ло­вец­ком ла­ге­ре осо­бо­го на­зна­че­ния.

В два­дца­тые го­ды в Пет­ро­гра­де-Ле­нин­гра­де су­ще­ство­ва­ло мно­же­ство круж­ков, осо­бен­но по­пу­ляр­ных сре­ди мо­ло­де­жи. Со­би­ра­лись и по пять че­ло­век, и по де­сять, и боль­ше. Бы­ли круж­ки с «на­прав­ле­ни­ем» — на­при­мер, фи­ло­соф­ским, ре­ли­ги­оз­ным, по­э­ти­че­ским и т.д., но бы­ли круж­ки и без «на­правления».

Обыч­но со­би­ра­лись в на­зна­чен­ный день не­де­ли, чи­тал­ся и об­суж­дал­ся ка­кой-ли­бо до­клад. Бы­ли круж­ки в по­ме­ще­ни­ях школ, в ка­кой-ли­бо сво­бод­ной ауди­то­рии уни­вер­си­те­та, у чле­нов круж­ка — тех, кто имел до­ста­точ­ную для при­е­мов ком­на­ту.

В 1927 го­ду я хо­дил в кру­жок, где каж­дый из участ­ни­ков (а все­го нас бы­ло во­семь) ста­рал­ся пе­ре­ще­го­лять дру­гих в экс­тра­ва­гант­но­сти сво­их до­кла­дов, вы­ступ­ле­ний и то­чек зре­ния. Шу­тя мы на­зы­ва­лись Кос­ми­че­ской Ака­де­ми­ей на­ук, со­кра­щен­но КАН.

Чле­ны круж­ка ле­том от­прав­ля­лись пеш­ком по ка­ко­му-ли­бо марш­ру­ту, на­при­мер от Вла­ди­кав­ка­за до Су­ху­ми. Ле­том же ка­та­лись на лод­ке по Боль­шой Нев­ке. Со­чи­ни­ли свой гимн. У нас бы­ли из­ряд­ные сти­хо­твор­цы. Гимн мы пе­ре­ве­ли на гре­че­ский.

Жи­лось на­шей се­мье труд­но. Это был 1927 год. Отец ушел с ра­бо­ты, и нас стес­ни­ли в на­шей квар­ти­ре, при­шлось жить в двух ком­на­тах со все­ми ионов­ски­ми и сво­и­ми кни­га­ми.

Я не мог най­ти ра­бо­ту. Жить в 20 лет на счет ро­ди­те­лей я счи­тал для се­бя по­зор­ным. На­ко­нец на­нял­ся под­би­рать биб­лио­те­ку в Книж­ном фон­де на Фон­тан­ке для Фо­не­ти­че­ско­го ин­сти­ту­та ино­стран­ных язы­ков. Но, на­няв ме­ня, С. К. Бо­я­нус де­нег мне не пла­тил — про­сто за­был обо мне, а я на­пом­нить не ре­шал­ся. На­ко­нец по­лу­чил от не­го за не­сколь­ко ме­ся­цев еже­днев­ной ра­бо­ты 60 руб­лей и ку­пил се­бе ко­стюм.

Отец бес­по­ко­ил­ся, что я ни­ку­да не хо­жу, а к нам на­до бы­ло по­па­дать че­рез про­ход­ную, до­бы­вать про­пуск. Есте­ствен­но, и ко мне ни­кто не хо­дил. Един­ствен­ной от­ду­ши­ной бы­ли «за­се­да­ния» КАН.

В 1928 го­ду ОГПУ при­сту­пи­ло к лик­ви­да­ции раз­лич­но­го ро­да круж­ков. Все «ака­де­ми­ки» бы­ли аре­сто­ва­ны. Сре­ди них 8 фев­ра­ля был аре­сто­ван и я. Не мо­гу за­быть, как мой отец, об­ра­зец му­же­ства, ли­шил­ся чувств при мо­ем аре­сте.

Де­вять ме­ся­цев я про­си­дел на Шпа­лер­ной (те­перь ули­ца Во­и­но­ва). В са­мом на­ча­ле но­яб­ря я был при­ве­зен на Со­лов­ки. Усло­вия су­ще­ство­ва­ния там в це­лом бы­ли ужас­ные. Но мож­но бы­ло по­пасть на тя­же­лые «об­щие ра­бо­ты» или ока­зать­ся в от­но­си­тель­но снос­ных усло­ви­ях.

Че­му я на­учил­ся на Со­лов­ках? Преж­де все­го я по­нял, что каж­дый че­ло­век — че­ло­век.

Мне спас­ли жизнь «до­муш­ник» (квар­тир­ный вор) Ов­чин­ни­ков, ехав­ший с на­ми на Со­лов­ки вто­рич­но (его воз­вра­ща­ли из по­бе­га, ко­то­рый он ге­ро­и­че­ски со­вер­шил, что­бы уви­деть­ся вновь со сво­ей «ма­ру­хой»), и ко­роль всех урок на Со­лов­ках, бан­дит и со­участ­ник на­ле­тов зна­ме­ни­то­го Лень­ки Пан­те­ле­е­ва — Иван Яко­вле­вич Ко­мис­са­ров, с ко­то­рым мы жи­ли око­ло го­да в од­ной ка­ме­ре.

По­сле тя­же­лых фи­зи­че­ских ра­бот и сып­но­го ти­фа я ра­бо­тал со­труд­ни­ком Кри­ми­но­ло­ги­че­ско­го ка­би­не­та и ор­га­ни­зо­вы­вал тру­до­вую ко­ло­нию для под­рост­ков — разыс­ки­вал их по ост­ро­ву, спа­сал их от смер­ти, вел за­пи­си их рас­ска­зов о се­бе, со­би­рал во­ров­ские сло­ва и вы­ра­же­ния. Стра­дал я их стра­да­ни­я­ми ужас­но, хо­дил, как пья­ный, от их рас­ска­зов о сво­ей жиз­ни, об их стра­да­ни­ях, жиз­ни в ас­фаль­то­вых кот­лах, пу­те­ше­стви­ях в ящи­ках под ва­го­на­ми. Все это бы­ли боль­ные лю­ди, «за­ню­хан­ные» (с из­ме­нен­ной пси­хи­кой от ню­ха­ния нар­ко­ти­ков), с от­мо­ро­жен­ны­ми но­га­ми, ру­ка­ми и т. д., и т. д. Я со­би­рал под­рост­ков из зем­ля­нок в ле­су на ле­со­за­го­тов­ках, из са­мых от­да­лен­ных ча­стей ост­ро­ва. Ка­ких толь­ко рас­ска­зов о них я не за­пи­сал!

В осталь­ное вре­мя я встре­чал­ся с са­мы­ми раз­но­об­раз­ны­ми людь­ми — раз­ных на­ци­о­наль­но­стей (был да­же япон­ский са­му­рай), раз­но­го со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния, раз­но­го об­ра­зо­ва­тель­но­го уров­ня, раз­ных про­фес­сий.

Я оце­нил мо­раль­ную стой­кость лю­дей ста­ро­го, дво­рян­ско­го вос­пи­та­ния. Не­сколь­ко лет я ра­бо­тал с людь­ми, из­вест­ны­ми в рус­ской куль­ту­ре на­ча­ла XX ве­ка, и с мо­ло­ды­ми людь­ми, мно­гие из ко­то­рых бы­ли очень та­лант­ли­вы. Об­ще­ние с ни­ми бы­ло для ме­ня в выс­шей сте­пе­ни по­лез­ным.

В на­ча­ле но­яб­ря 1931 го­да ме­ня вы­вез­ли на ма­те­рик, и я стал ра­бо­тать на Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ском ка­на­ле в од­ном из са­мых от­вет­ствен­ных уз­лов всех ра­бот дис­пет­че­ром на же­лез­ной до­ро­ге. И сно­ва лю­ди и лю­ди. Ров­но че­рез че­ты­ре с по­ло­ви­ной го­да по­сле сво­е­го аре­ста я был осво­бож­ден с крас­ной по­ло­сой че­рез всю бу­ма­гу о мо­ем осво­бож­де­нии, удо­сто­ве­ря­ю­щую, что я осво­бож­ден как удар­ник Бел­балт­ла­га с пра­вом про­жи­ва­ния по всей тер­ри­то­рии СССР.

Я вер­нул­ся в Ле­нин­град, но по­том все же мне при­шлось хло­по­тать о сня­тии су­ди­мо­сти, что и бы­ло сде­ла­но ре­ше­ни­ем Пре­зи­ди­у­ма ВЦИК. По­мог­ли мне в этом доб­ро­же­ла­тель­ный пре­зи­дент Ака­де­мии на­ук СССР ака­де­мик А. П. Кар­пин­ский и нар­ко­мюст Н. В. Кры­лен­ко.

Из всей этой пе­ре­дря­ги я вы­шел с но­вым зна­ни­ем жиз­ни и с но­вым ду­шев­ным со­сто­я­ни­ем. То доб­ро, ко­то­рое мне уда­лось сде­лать сот­ням под­рост­ков, со­хра­нив им жизнь, да и мно­гим дру­гим лю­дям, доб­ро, по­лу­чен­ное от са­мих со­ла­гер­ни­ков, опыт все­го ви­ден­но­го со­зда­ли во мне ка­кое-то очень глу­бо­ко за­лег­шее во мне спо­кой­ствие и ду­шев­ное здо­ро­вье.

Я не при­но­сил зла, не одоб­рял зла, су­мел вы­ра­бо­тать в се­бе жиз­нен­ную на­блю­да­тель­ность и да­же смог не­за­мет­но ве­сти на­уч­ную ра­бо­ту. Я изу­чал обы­чай во­ров­ской иг­ры в кар­ты и на­пе­ча­тал на эту те­му в ла­гер­ном жур­на­ле «Со­ло­вец­кие ост­ро­ва» (1930, № 1) свою первую на­уч­ную ра­бо­ту.

Со­бран­ные мною ма­те­ри­а­лы по во­ров­ско­му ар­го лег­ли по­том в ос­но­ву двух на­уч­ных ра­бот, пер­вая бы­ла на­пе­ча­та­на в 1935 го­ду, а дру­гая толь­ко в 1964 го­ду. Не остал­ся я рав­но­ду­шен и к ис­то­рии Со­лов­ков. Сей­час я вспо­ми­наю то вре­мя без чув­ства оби­ды, но с из­вест­но­го ро­да со­зна­ни­ем то­го, сколь­ко оно мне да­ло для мо­е­го ум­ствен­но­го раз­ви­тия. И это во­все не по по­го­вор­ке «что про­шло, то бу­дет ми­ло». Ис­пы­та­ния, ко­то­рым я под­вер­гал­ся, «ми­лы­ми» стать не мог­ли.

Не так дав­но в «Огонь­ке» (1988) в руб­ри­ке, ко­то­рую ве­дет Ев­ге­ний Ев­ту­шен­ко, на­пе­ча­та­ны сти­хо­тво­ре­ния Юрия Ка­зар­нов­ско­го из его кни­жеч­ки, из­дан­ной в се­ре­ди­не 30-х го­дов. В при­ме­ча­нии бы­ло ска­за­но, что со­ста­ви­тель не зна­ет, кто та­кой Ю. Ка­зар­нов­ский и на­пе­ча­тал ли он что-ли­бо еще до или по­сле.

Юрий Ка­зар­нов­ский из Ро­сто­ва-на-До­ну. Ро­дил­ся он в на­ча­ле ве­ка. Был в ли­те­ра­тур­ном круж­ке в сво­ем род­ном го­ро­де. Аре­сто­ван. Си­дел на Со­лов­ках. И пе­ча­тал­ся в жур­на­ле «Со­ло­вец­кие ост­ро­ва». Там не­сколь­ко сти­хо­тво­ре­ний его мож­но най­ти. Не луч­шие сти­хо­тво­ре­ния, но те, ко­то­рые мог­ли прой­ти цен­зу­ру. По­том он был все вре­мя в ла­ге­рях и был по­след­ним, кто ви­дел О. Э. Ман­дель­шта­ма.

Мы зва­ли его на Со­лов­ках Юр­ка Ка­зар­нов­ский. Он был ве­ли­кий озор­ник. На­сколь­ко это бы­ло воз­мож­но в ла­гер­ных усло­ви­ях. На­чаль­ство в ла­ге­ре бы­ло глу­пое и не­об­ра­зо­ван­ное. Ка­зар­нов­ский ра­бо­тал в куль­тур­но-вос­пи­та­тель­ной ча­сти. Во гла­ве ее сто­ял со­вер­шен­но не­гра­мот­ный се­ве­ря­нин.

То­гда бы­ла та­кая тео­рия о «со­ци­аль­но близ­ких» и «со­ци­аль­но даль­них». «Близ­кие» — это во­ры, а «даль­ние»- контр­ре­во­лю­ци­о­не­ры. Тео­рия гла­си­ла, что на­до всё де­лать для «со­ци­аль­но близ­ких».

Жур­нал «Со­ло­вец­кие ост­ро­ва» из­да­вал­ся с 1926 по 1932 год ; сво­бод­но про­да­вал­ся по стра­не. Его мож­но най­ти в биб­лио­те­ках. Там ино­гда про­хо­ди­ли до­воль­но озор­ные ве­щи, мно­го лю­бо­пыт­но­го ма­те­ри­а­ла.

Я по­пал в ла­герь в кон­це но­яб­ря 1928 го­да, а Ка­зар­нов­ский не­мно­го рань­ше, по-мо­е­му, вес­ной. Ме­ня осе­нью 1931 го­да увез­ли с Со­лов­ков, и 4 ав­гу­ста 1932 го­да я был осво­бож­ден с «крас­ной чер­тою». Из пя­ти я про­был там че­ты­ре с по­ло­ви­ной го­да. «Крас­ная чер­та»— это зна­чит, что я был осво­бож­ден как удар­ник Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ско­го ка­на­ла: к это­му вре­ме­ни он был за­кон­чен, и Ста­лин, в вос­тор­ге, всех стро­и­те­лей осво­бо­дил. Так мне по­вез­ло.

Д.С. Ли­ха­чев. За­мет­ки и на­блю­де­ния. — Ле­нин­град, 1989.

Источник: pravmir.ru