Духовная жизнь
Тебе поем!
Живая поэзия
25 июня, среда
Религиозное образование
Актуальная информация
Изречения великих
Веруй, знай и думай, что Бог с тобою невидимо есть везде. И что ни делаешь и мыслишь – все видит, и что ни говоришь – все слышит. Старайся всегда видеть Его верою перед собою.
Святитель
Тихон Задонский
Церковь и мир
Патриаршая гуманитарная миссия передала пасхальные подарки для детей из пострадавших регионов
1.05.2025
Всё больше американцев верят в загробную жизнь – исследование
28.04.2025
Выставка из цикла «Русское присутствие в Святой Земле» открылась в Сарове
13.02.2025
Скидки 30-40% на печатные издания «Вольного Странника»
12.02.2025
Выставка из цикла «Русское присутствие в Святой Земле» откроется в северной столице
21.12.2024
Свет Христов просвещает всех!
Молитвы
Последование
ко Святому Причащению
Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу
Акафист Пресвятой Богородице
Акафист Николаю Чудотворцу
Рекомендуем
«Троица»
Документальный фильм из цикла «Праздники»
«Троице-Сергиева лавра»
Документальный фильм
Тропарь, кондак и величание Святой Троице
«Старцы и русская литература. Александр Пушкин»
Документальный фильм
«Вознесение»
Документальный фильм из цикла «Праздники»
«Зазимки»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов
Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины»
«Гляну в поле, гляну в небо...»
Стихотворение Сергея Есенина читает Сергей Безруков
«Таинство Евхаристии»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»
«И цветы, и шмели...»
Стихотворение Ивана Бунина читает Александр Голубев
Крещение Господне. Песнопения праздника
«Крещение»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»
«Святитель Николай»
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Праздники»
«Снег идет»
Стихотворение Бориса Пастернака читает Александр Феклистов
«Царице моя Преблагая».
Исполняет Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Б. М. Феоктистов).
«Слово».
Стихотворение Николая Гумилева. читает Константин Хабенский
«Обитель».
Фильм Аркадия Мамонтова
«Земле русская».
Cтихира Русским святым
«Христос».
Стихотворение Николая Гумилева читает Константин Хабенский
Протоиерей Александр Шмеман.
Зачем нужны святые
Митрополит Антоний Сурожский.
Почему я не боюсь смерти
«Исповедь, молитва и пост».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) из цикла «Человек перед Богом»
«Евангелие Достоевского».
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)
«Русалим. В гости к Богу».
Документальный фильм
«Старцы и русская литература. Александр Пушкин».
Документальный фильм
«Родина».
Cтихотворение Михаила Лермонтова читает Сергей Шакуров.
«Наш век».
Стихотворение Федора Тютчева читает Георгий Тараторкин
«Монастырь».
Стихотворение Евдокии Ростопчиной читает Мария Порошина
«Женщины Библии».
Православная энциклопедия
«Великое славословие».
и другие песнопения
«О Страшном Суде».
Евангельские чтения
Хор братии Валаамского монастыря.
Регент хора иеродиакон Герман (Рябцев)
«Митрополит Антоний Сурожский».
Фильм из цикла «Проповедники»
«Святой Иоанн Кронштадтский».
Фильм Аркадия Мамонтова
«Глас веков».
Концерт хора Сергия Кривобокова
«Русская Православная Церковь в XIX веке».
Лекция Натальи Юрьевны Суховой
«Церковь».
Лекция протоиерея Вадима Леонова
«Горняя песнь».
Фильм о русском женском монастыре близ Иерусалима.
«Царице моя Преблагая».
Патриарший хор Храма Христа Спасителя
Полезные ссылки
Официальный сайт
Московского Патриархата
Официальный сайт
Липецкой митрополии
«Православие.ру»
Информационный портал
«Православие и мир»
Ежедневное интернет-СМИ
Синодальный информационный отдел
Русской Православной Церкви
«Фома»
Православный журнал
«Седмица.ру»
Православный сайт
«Православное христианство»
Каталог православных ресурсов сети Интернет
«Православное образование»
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации
Отдел религиозного образования и катехизации Липецкой епархии
Радио Вера
светлое радио
И. И. Орлов. Византийское наследие в традициях Русской армии
Предлагаем вниманию читателей нашего сайта доклад Игоря Ивановича Орлова, доктора искусствоведения, заведующего кафедрой дизайна и художественной обработки материалов ЛГТУ, академика Национальной академии дизайна РФ.
Доклад был представлен на секции «Византия и Афон» ХХIХ Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа».
Заседание секции проходило 17 мая в Красном зале храма Христа Спасителя в Москве.
ВИЗАНТИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ В ТРАДИЦИЯХ РУССКОЙ АРМИИ
Аннотация. Понятие «воинская честь» всегда присуще любой военной организации и составляло особую отличительную черту на протяжении всей истории. В отличие от понятия «личной чести» - воинская честь является корпоративной, поскольку ею обладает не единичный персонаж, а военное соединение. Основную роль в воспитании офицерской чести сыграл создатель Русской императорской армии Петр 1 Великий. Русский царь всеми силами стремится поднять престиж офицерского звания среди русского дворянского сословия, главной опоры престола, для чего в 1700 г. на русский церковно-славянский язык специально переводится древний византийский трактат X века «Тактика Льва».Служа добровольно и по призванию (в отличие от срочной обязанности нижних чинов), именно офицеры в Российской империи были носителями воинской чести и в этом смысле составляли особое сословие.
Ключевые слова: Православное Христолюбивое воинство, защитник Отечества, воинская честь, «Трактат Льва», военное сословие.
Честь в качестве особой нравственной ценностной категории, неизбежно охватывает концептуально-долженствующий и сущностный уровни человеческой этики. Это довольно «архаичное» сегодня понятие конкретизируется целым рядом довольно устойчивых смысловых ментальных ориентиров, воплощаемых как в художественном образе, так и в предании, норме, что вполне применимо к категории воинской (офицерской) чести. Понятие «воинская честь» всегда присуще любой военной организации и составляло особую отличительную черту на протяжении всей истории. В отличие от понятия «личной чести» - воинская честь является корпоративной, поскольку ею обладает не единичный персонаж, а военное соединение (легион, тагма, дружина, ватага, банда, полк, военное сословие или каста). «Честь - не что иное, как особенные правила, основанные на особенном порядке, с помощью которых народ или отдельный класс распределяет свою похвалу или порицание». (А. де Токвиль) [1.] На какой же почве развивается понятие особой воинской чести? Безусловно, прежде всего, это участие человека в войне, которая всегда являлась тяжелейшим испытание для любого человека, ведь он рискует собственной жизнью, принося ее в жертву некоему «отвлеченному представлению» об общем благе. Именно поэтому военному человеку особо необходим какой-то особый стимул, который смог бы подавить в человеке чувство самосохранения и морально разрешал совершать, пусть и узаконенное, но все же убийство другого человека. Поэтому участие в войне с древнейших времен всегда приобретало особо почетный и даже религиозный (сакральный) характер. Подвиги воинов превозносились и воспевались, а победителя в бою сограждане окружали ореолом славы, что, несомненно, способствовало поднятию в воине-победителе чувства воинской чести. В понятие воинской чести в России входила исключительная верность военнослужащих вере, престолу и отечеству. В русских солдатах воспитывался также принцип гуманности - чувство сострадания к побежденному врагу. Пример этого - благородное, со стороны русских, отношение к побежденным французским пленным в 1812 - 1814 гг. или турецким офицерам на Шипке и Плевне. «Невежливость между равными некрасива, со стороны же начальника она есть тирания». (Лопе де Вега Лопе де Вега) [4.]
Именно поэтому мифология, а позднее и религиозная составляющая, понятия воинской чести является не просто объектом «академических» научных размышлений о сущности данного феномена, но онтологически важным практическим фактором бытия современной России. Мифологема воинской чести имеет целый ряд социокультурных функций, позволяющих формировать духовно-нравственный облик офицера, помогающих ему лучше ориентироваться в сложном лабиринте ценностей современного мира и совершать поступки, соответствующие кодексу чести. Мифологический образ воинской чести недвусмысленно возникает в старинных русских сказаниях и былинах. Например, три знаменитых мифологизированных богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, несмотря на разные социальные корни (крестьянин, боярин, попович), являют собой, по существу первый в русском народном сознании, религиозно-эстетический образ профессионального защитника Отечества. Возможно, что подобное отношение к воинскому сословию формировалось непосредственно в результате обширных русско-византийских связей IX - X вв., когда в империи стали уделять особое внимание патриотическому воспитанию военного сословия. Именно в это время византийские воины – «стратиоты» шли в сражение «за Веру и Отечество», а введенным в этот период в состав воинских частей полковым священникам прямо предписывалось воспитывать не только лишь религиозные чувства, но и общеимперский (государственный) патриотизм. [7, с.127]
Вследствие этого христианизация устройства армии и судопроизводства была весьма глубока. Христианство в целом, несомненно, являлось могущественным объединяющим элементом Восточно-Римской (Византийской) империи. Именно Константин Великий (по совету епископа Осии Кордобского) ввел удачный единый термин для подданных тогда еще единой Римской Империи – Corpus Christianorum «сословие христиан». При Феодосии Великом в 380 г. христианство было официально объявлено единственной государственной имперской религией в расчете на то, что этим удастся объединить распадающееся духовно-нравственное состояние позднеантичного общества. Непосредственно под влиянием величественной христианской византийской государственности и происходило развитие мифологизированного образа православных русских воинов. Важнейшую роль здесь сыграли рукописные литературные источники, такие как «Слово о полку Игореве», «Повесть о погибели Русской земли», «Повесть о Евпатии Коловрате» и «Задонщина». В которых былинный характер повествования и художественно-мифологический контекст лишь подчеркивают драматизм сюжета, а главная идея защиты Земли Русской (Отечества) служит мощным средством сплочения людей в особое военно-религиозное сообщество, члены которого руководствуются едиными принципами, представлениями, ценностями, нормами и ставят перед собой единые цели. Созданные таким образом идеологические мифологемы порождают крайне живучее культурно-историческое явление и самым тесным образом связанное с корпоративной честью офицерского корпуса. В критические исторические периоды воинская честь часто становится главнейшей идеологической платформой сплочения народа. Наиболее известным идеологическим мифом можно назвать знаменитую триаду министра просвещения Российской империи графа С.С. Уварова: «Самодержавие, православие, народность», которая в русской армейской среде трансформировалась в лаконичную знаковую формулу: «За Веру, Царя и Отечество», позднее в советский период эта триада была заменена похожим мифологическим стереотипом: «За Родину, за Сталина» и «Народ и Армия - едины». [3.]
Впервые понятие «офицерская честь» встречается в сочинении герцога Филиппа Клервского (1573 год) и позиционировало всякое лицо, занимавшее определенную военную или государственную должность. Только к концу XVI века это понятие постепенно начинает приобретать свое современное значение войскового начальника (командира), облеченного чином, который дается главой государства и обеспечивается существующим государственно-правовым законодательством. С этого периода офицеры составляют в войсках особый класс, корпус офицеров, на который возлагается командование в бою и руководство обучением нижних чинов в мирное время. На протяжении нескольких веков офицерский корпус в России (Европе) был почти исключительно кастовым, сословным. Хотя уже в начале XIX века доступ к офицерским чинам приоткрывается и лицам недворянского происхождения, например, нижним чинам (солдатам и матросам), проявившим воинскую доблесть и имеющим определенный образовательный ценз. Причем, все это нисколько не поколебало обособленного «кастового» положения офицерского корпуса как особой категории лиц внутри армии и особого сословия внутри государства. Служа добровольно и по призванию (в отличие от срочной обязанности нижних чинов), именно офицеры в Российской империи стали подлинными носителями воинской чести и в этом смысле составляли особое сословие. Отсюда наиболее важным было понятие офицерской чести.
Основную роль в воспитании офицерской чести сыграл создатель регулярной Русской императорской армии Петр 1 Великий. В те годы молодая русская армия испытывала огромную нехватку в офицерах. Русский царь не просто приглашает на службу офицеров-иностранцев, но и всеми силами стремится поднять престиж офицерского звания среди русского дворянского сословия, главной опоры престола, для чего в 1700 г. на русский церковно-славянский язык специально переводится древний византийский трактат конца IX – начала X века «Тактика Льва». К настоящему времени установлено принадлежность этого трактата перу византийского императора Льва VI Мудрого (886-912), поскольку автор текста неоднократно именует себя императором. Он довольно хорошо осведомлен с трудами своих предшественников Элианом, Аррианом и Онасандром, хотя основная часть текста имеет своим источником знаменитый трактат «Стратегикон Маврикия», который впрочем, ни разу не упоминается. [6, с.277] Трактат Льва, несомненно, являлся официальным военным руководством и довольно продолжительное время применялся в военной практике римско-византийской империи. Согласно сообщению Константина Багрянородного императоры постоянно имели этот трактат в своих походных библиотеках, [6, с.279] Важнейшим инструментом повышения воинского духа и боеспособности имперских войск Лев считает духовно-нравственное воспитание морального облика командного и рядового состава армии, причем главным компонентом идеологической подготовки является религиозное воспитание стратиотов. Армия империи рассматривается Львом Мудрым как «христолюбивое воинство», которое сражается не только за интересы римско-византийской империи, но за судьбы и во славу всего Христианского мира (ойкумены). [6, с.287]
Именно посредством этого древнего источника происходит возрождение некоторых базовых принципов римско-византийского военного законодательства в русской армии. Которая еще со времен христианизации Руси испытывавшее огромное культурное и правовое влияние Восточно-римской империи. [6, с.288] Можно проследить явное влияние норм византийского военно-дисциплинарного кодекса содержащегося в «Трактате Льва» (Т.I., VIII. 1-27) на первый русский военно-уголовный кодекс «Артикул воинский с кратким толкованием», который составлял вторую часть знаменитого «Воинского Устава» утвержденного лично Петром Великим в 1716 году. Влияние военно-уголовного законодательства Византии на русский военный кодекс прослеживается в классификации конкретных составов воинских преступлений, в соотношении различных степеней их тяжести, которые и определяют общий подход «Артикула» к проблеме военно-уголовной ответственности. [6, с.289] Дисциплина петровской армии была довольно суровой: под арестом содержали в оковах, телесные наказания бывали частыми, разжалование с «шельмованием» и без выслуги практиковалось довольно широко. Офицеры и генералы, даже такие как например Репнин, «писались в солдаты», нижние чины «писались в извощики» (обозные). «Посрамлению» могли подвергаться целые воинские части, например в одном из разделов «Артикула»: «Полки или роты, которые с поля сражения побегут, судить в генеральном военном суде и если найдется, что начальники тому причиной, то их щельмовать и преломив над ними чрез палача шпагу повесить. Если виновные офицеры и рядовые, то первых казнить, как сказано, а из последних по жребию десятого, или как повелено будет, также повесить – прочих же наказать шпицрутенами и сверх того без знамен стоять им вне обоза, пока храбрыми деяниями загладят преступление. Кто же докажет свою невиновность, того пощадить». [10, с. 60] Воспринимая общие правовые нормы римско-византийского военного законодательства, «Артикул» Петра Великого зачастую напрямую заимствует из «Тактики Льва» и соответствующие административные и уголовные санкции для наказания воинских преступлений (например, принцип римской «децимации»). Другими словами становиться очевидным, что Петровский «Артикул» и «Устав воинский» изначально берут в качестве образца для подражания непобедимую римскую армию «Юлиуса Цезаря». То есть, создавая и устраивая полки Третьего Рима - Великий Петр брал пример с непобедимых легионов Рима Первого. [10, с.60]
Указом Петра Великого был создан и узаконен специальный отечественный порядок, даже ритуал, посвящения в офицеры. При Петре 1 в офицеры посвящались, как правило, юноши из дворянских семей. Кандидаты в офицеры («новики») начинали службу «нижними чинами» (рядовыми) в гвардейских полках (Преображенском, Семеновском) или «фендриками» в императорском флоте. Протянув армейскую лямку пять-шесть лет, а кто-то и более (смотря по их способностям) юноши получали звание капрала или сержанта гвардии и переводились в армейские полки прапорщиками или подпоручиками. На протяжении последующих ста лет сквозь ряды гвардейских полков прошли все великие военачальники и государственные деятели, создавшие великую Россию XVIII столетия. [10, с.56] Здесь Петр Великий также позаимствовал идею государственного опыта Восточно-римской империи (Византии). Он создал особую служилую корпорацию (сословие) разработав и утвердив 24 января 1722 года своеобразную «лестницу чинов» - «Табель о рангах». [9, с.3] Римско-византийский термин «сенаторская аристократия» замечательно описывает суть христианизации позднеантичной наследственной и служилой элиты Империи вплоть до середины VII в., численность которой постоянно росла. Так, если при Константине I Великом в начале IV в. в сенате Константинополя числилось около 300 человек (clarissimus-светлейших, illustrus-сиятельных), то к концу IV столетия их было уже двух тысяч (clarissimus, illustrus, spectabilis). Согласно историческим данным в VI в. наследственных сенаторов - «clarissimus, illustrus, spectabilis» насчитывается уже несколько тысяч. [4.,159] В целом, на территории Восточно-Римской империи греко-римская служилая аристократия представляла собой достаточно сплоченный и единый слой населения на всем протяжении с IV по XII вв. [8.] На протяжении XI и XII столетий происходит тесное сращивание могущественных кланов наследственной константинопольской бюрократии с военной провинциальной (фемной) аристократией, созданные при этом богатейшие магнатские кланы добиваются для себя важнейшее право иметь собственные вооруженные отряды «тагмы». В петровской армии, по аналогии с имперской византийской военной организацией, в армии на флоте и даже на гражданской службе шесть нижних чинов (с 14 по 9 классы согласно «Табели о рангах 1896 года») объединялись названием «обер-офицеры» и именовались «благородные». Четыре следующих чина назывались «штаб-офицеры» (с 8 по 5 классы) они именовались соответственно: с 8 по 6 – «высокоблагородные» и 5-го класса «высокородие». Чины четырех высших рангов назывались «генеральскими», соответственно чины 4 и 3 рангов именовались «превосходительство», а чины 2 и 1 классов – «высокопревосходительство». [9, с.5] Перед нами почти точное воспроизведение классификации имперской римско-византийской служилой аристократии: «clarissimus, illustrus, spectabilis».
Интересно также отметить и тот факт, что по прямой аналогии с триумфальными шествиями римско-византийских императоров-полководцев, которые устраивались в честь громких побед над врагами империи, Петр I начинает проводить особые триумфальные шествия в честь наиболее громких побед русского оружия. Российские императорские полки под знаменами, на которых изображались масличные ветви и лавры, под музыку торжественных маршей совершали церемониальные прохождения перед населением столицы. Эти триумфальные шествия (также заимствованные из римской практики) стали предшественниками еще одного особого военного ритуала - военного парада. Поддержанию статуса офицерской чести служило и проведение отдельных полковых смотров. Ритуал начинался общим построением полка и торжественной встречей лица, назначенного царем для производства смотра или самого императора. При этом поверялись форма одежды и состояние оружия, демонстрировались ружейные приемы, перестроения, передвижения и воинские маневры. Смотр завершался торжественным прохождением полка перед императором.
Именно тогда, при Петре I, установились и укрепились древняя римско-византийская традиции награждения воинских частей особыми знаками отличия или памятными царскими реликвиями. Наиболее распространенными из них были знамена и штандарты, серебряные трубы и литавры, хотя бывали и достаточно экзотичные знаки отличия. Например, именно с Петра I солдаты Преображенского полка начинают носить во время парадов красные чулки, поскольку в битве под Нарвой в 1700 году они насмерть стояли на мосту, удерживая его от шведов «…по колено в крови». Эта старейшая в русской императорской армии традиция просуществовала более двух столетий и была уничтожена лишь большевиками в 1917 году. Категориям и понятиям христианско-нравственным в русской императорской армии уделялось огромное внимание, также учитывая богатейший опыт, изложенный в «Трактате Льва». Существовали особые понятия чести военного мундира, чести своего полка, чести офицера, которые трактовались в подлинно православном контексте, которые за период службы как бы растворялись в сознании воина. Именно в Петровский период, непосредственно под влиянием византийского трактата конца IX – начала X вв. «Тактика Льва», сложилось понятие чести военного мундира, которое в дальнейшем постоянно совершенствовалось. [6, с.288] Поэтому в русской императорской армии всегда создавались и поддерживались особые полковые традиции, почетные отличия (в отдельных элементах формы полка и в особых полковых знаках), что позднее привело и к появлению особых полковых мундиров. [2.] Созданный Петром «Артикул воинский» применялся в русской армии вплоть до издания «Полевого уголовного уложения» 1812 г. (в период военных кампаний), а в мирное время до принятия «Военно-уголовного устава» 1839 г. [6, с.289] Мы имеем дело с удивительным фактом сохранения культурно-исторической христианской традиции которая переросла узко-национальные обычаи и хронологические рамки, поскольку принципы, освященные в Римско-Византийской империи, сохранили свою жизнеспособность вплоть до эпохи наполеоновских войн и декабристов XIX столетия. Впоследствии, именно на базе этих традиций, в русской и советской армии появляется много собственных новых традиций как в отношении военной формы и атрибутики, так и в отношении к воинской дисциплине.
Подводя итог применительно к исследуемому нами феномену византийского влияния на русское понятие воинской (офицерской) чести можно отметить, что христианско-мифологическая символизация позволяет в иррациональной, неявной форме уловить в этом явлении то, что наука пока еще не способна зафиксировать и интерпретировать на рациональном уровне. Религиозная мифологема становится активным фактором, воздействующим на личность носителя воинской чести, подталкивая ее к превращению мифологического содержания в реальные поступки. Активное воздействие мифа на социальную реальность - частный случай «теоремы Томаса»: «если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям» [11]. Следовательно, возможно резюмировать важнейшую особенность мифа, поскольку с помощью своих реципиентов он как бы сам себя воплощает в жизнь. Этим и объясняется, с нашей точки зрения, живучесть религиозно-мифологических форм общественного сознания, таких, как мифологема офицерской и воинской чести. Закрепленная многочисленными произведениями русско-византийского литературно-художественного и устного народного творчества, она донесла до нас образ русского воина - носителя чести и других высоких духовно-нравственных качеств. Однако сегодня весьма серьезное беспокойство вызывают пока еще неочевидные культурные сдвиги в самом понятии чести, неявное смещение акцентов мотивации поступков офицера с идеологической платформы в религиозно-традиционную область, а иногда и в прагматическую сферу. Именно на уровне мифологической символики (базирующейся на архетипе), на наш взгляд, осознается смещение ценностных ориентаций в государственной политике по отношению к современным Российским Вооруженным Силам. Например, отказ в воинской форме от традиционной русской шинели (за два столетия ставшей символом русского солдата), изменение знаков различия, введение идентичной с нашими бывшими противниками униформы неизбежно стирает грани категории «свой - чужой». А это, в свою очередь, негативно сказывается на отношении военнослужащих к отечественной истории и традициям великой русской армии. В свою очередь, эклектика, присутствующая сегодня в военной символике российских Вооруженных Сил вообще не способствует упрочению мировоззренческих позиций, духовно-нравственных качеств современного офицера. [5.] Итак, мифология и семантика римско-византийского и русского (российского имперского) понятия офицерской чести является не столько объектом научных или псевдонаучных рассуждений о сущности данного феномена, сколько - одной из важнейших сторон осознанного бытия в современной постсоветской России. Мифологема российской воинской (офицерской) чести имеет целый ряд серьезных социокультурных и даже государственно-образующих функций, позволяющих формировать духовно-нравственный облик современного русского офицера, воина и гражданина, помогающих ему правильно ориентироваться в сложном лабиринте постмодернистских ценностей современного глобального мира и совершать поступки, соответствующие русскому офицерскому (воинскому) кодексу чести. И это становление происходило во многом под непосредственным влиянием имперского Византийского наследия на формирование воинских традиций Русской (российской) армии.
Источники и литература
1.Востриков А.В. Книга о русской дуэли. - СПб., 2004. - С. 3.
2. Дельбрюк Г. История военного искусства. Средневековье. Новое время / пер. с нем. – Смоленск: Русич, 2003. – 632 с., илл.
2. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. - М., 1990. - С. 19.
3. Кармин А.С. Культурология. - СПб.: Изд-во «Лань», 2004. - С. 339.
4. Кацура А. Поединок чести. Дуэль в истории России.- М., 1999 и др
5. Кокшенева К.А. Революция низких смыслов. - М.: Изд-во «Лето», 2001. - С. 68-102.
6. Культура Византии. Вторая половина VII – XII вв. – М.: Наука, 1989. – 678 с.
7. Курбатов Г.Л. История Византии (от античности к феодализму). Учебн. Пособие – М.: Высшая школа, 1964. – 207 с., илл.
8. Леонов О.Г., Ульянов И.Э. Регулярная пехота 1698-1801 \ История Российских войск. – М.: ТКО «АСТ», 1995 – 296 с. ил.
9. Охлябинин С.Д. Честь мундира – М.: Республика, 1994 – 303 с. ил.
10. Керсновский А.А. История русской армии в 4 томах. Т.1. – М.: Голос, 1992. – с. 304.
11. Тэрнер В. Символ и ритуал. - М., 1983. - С. 33.